Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Пьеса «Доброволец» (18+): Я думал — зал будет рыдать. В итоге рыдал я! Известный режиссёр и сценарист Вячеслав Рогожкин не просто написал острую пьесу, связанную с СВО, но и первым делом представил своё детище на суд публики в родном Тамбове.

Пьеса «Доброволец» (18+): Я думал — зал будет рыдать. В итоге рыдал я!

18 мая 2024, 09:00
Пьеса «Доброволец» (18+): Я думал — зал будет рыдать. В итоге рыдал я!
Фото: Екатерина Муратова
Известный режиссёр и сценарист Вячеслав Рогожкин не просто написал острую пьесу, связанную с СВО, но и первым делом представил своё детище на суд публики в родном Тамбове.

Причём не побоялся даже показать сырой материал — зрители увидели на сцене краеведческого музея не полноценный спектакль с костюмами и декорациями, а первую совместную актёрскую читку. Правда, с музыкой, несколькими деталями интерьера и визуальным рядом на экране позади актёров.

Очень смелый шаг, который оказался полностью оправданным. Зал аплодировал стоя. Андрей Лукьянов, исполнявший роль рассказчика, в финале всего действа при ответе на вопрос: «Легко ли вам было читать за рассказчика, не выдавая истинных эмоций, ведь вы знаете, чем всё на самом деле закончится?» ответил так.

Андрей Лукьянов:

Я думал — зал будет рыдать. В итоге рыдал я! Это было очень эмоционально и волнительно, если честно. Я, конечно, много раз читал пьесу раньше, но перед зрителем история показалась особенно острой! Я сам от себя не ожидал такой реакции.

Но давайте обо всём по порядку.

Как это было?

Вечером 16 мая в областном музее состоялась читка пьесы «Доброволец» (18+). Перед началом показа в фойе развернулась экспозиция квадрокоптеров местного производства и комплектующих к ним.

Интерес к произведению подогрел сам Вячеслав Рогожкин на встрече с журналистами за неделю до мероприятия. Раскрывать сюжета он не стал, но дал необычную для пьесы на патриотическую тему затравку.

В центре повествования два героя — топовый пластический хирург, к которому на несколько месяцев выстраивается вереница из знаменитостей в надежде исправить свои внешние недостатки, и герой войны, который сильно пострадал в бою и в буквальном смысле остался без лица.

Режиссёр обещал непредсказуемые повороты сюжета и неожиданный, даже шокирующий, финал. Спойлер: не обманул.

Сам формат читки оказался довольно непривычным для тамбовчан. В начале многие ждали именно действий, динамики и какого-то визуального экшна на сцене. Часть зрителей не выдержав отсутствия внешней динамики, всё же тихо покинула зал. Зато оставшиеся были щедро вознаграждены за терпение и не обмануты в ожиданиях.

И чем ближе к финалу, тем сильнее режиссёр и актеры натягивали струну зрительских нервов. Кое-кто даже не сумел сдержать слёз от нахлынувших эмоций. Очень сильно. Очень эмоционально. Очень остро. Как говорят современные блогеры — местами просто битое стекло.

О чём пьеса?

Пьеса о том, что война так или иначе затрагивает жизни всех. Даже тех, кто с этим не согласен. В героях «Добровольца» многие обязательно узнают себя. Конечно, не в буквальном смысле, но точно увидят некоторые свои мысли, эмоции, чувства и отношение к ситуации.

Пьеса о том, что чёрное в итоге не всегда оказывается чёрным, а белое — белым. Иногда даже человек, абсолютно уверенный в непоколебимости своих взглядов на ситуацию, может резко поменять мнение, увидев картину под другим углом.

Пьеса о том, что патриотизм — не пустое слово. Что каждый человек может совершить поступок — а вот хороший или плохой, зависит лишь от личного выбора.

И, конечно, пьеса о войне, которая так или иначе затронула каждого, прочно вплелась в повседневную жизнь и повлияла на людей.

А ещё пьеса о добровольцах. И, наверное, это самое важное.

Про героев

Зритель аккуратно знакомится со всеми героями — сначала лишь по короткому описанию рассказчика, а потом по словам и поступкам самих персонажей.

Михаил Берладин — пластический хирург по профессии и сноб по отношению к другим. Современный Онегин, зацикленный только на себе. Впрочем, он не притворяется кем-то другим и идеально выполняет свою работу, за что его ценит начальство, но недолюбливают коллеги. Отсутствие эмпатии Берладин считает одним из своих главных достоинств, так как чувства мешают работе, а от чётких действий врача зачастую зависит человеческая жизнь. Не имеет привязанностей и меняет женщин как перчатки.

Иван Перхун — старшина, которому во время взрыва сильно повредило голову. Это человек в буквальном смысле оставшийся без лица. За ним по пятам идёт слава героя, однако врачи видят в поведении пациента лишь сильнейшую депрессию и полное отсутствие желания жить. Перхун долгое время отказывается разговаривать даже с врачами и однополчанами.

Любовница Берладина — женщина, которую мы видим в первой же сцене в паре с главным героем. Сначала Лана производит впечатление легкомысленной подруги без обязательств, а затем оказывается важной «шишкой» в министерстве и человеком, реально переживающим за судьбу Берладина. Однако в повествовании она так и остается фигурой второго плана.

Друг Берладина и главврач больницы — на первый взгляд добрый, отзывчивый и со всех сторон положительный дядечка. Легко находит общий язык с людьми, всем сопереживает, но на деле оказывается слегка поверхностным и думающим лишь о себе человеком.

Операционная сестра Александра Александровна — вначале производит впечатление довольно поверхностной дамочки, у которой на столе постоянно бубнит радиоприемник. Однако свою работу она делает идеально, за что её и ценит Берладин, хотя во взглядах на жизнь и в отношении к СВО они занимают кардинально противоположные позиции. При более детальном знакомстве Сабурская оказывается любящей матерью, которая глубоко переживает за единственного ребёнка. Её сын ушёл добровольцем на войну.

Беженка из Абхазии Маша — в самом начале кажется абсолютно проходным персонажем. Во время войны старшина Перхун спас ей жизнь, за что девушка ему глубоко благодарна. Когда мужчина оказывается в сложной жизненной ситуации — Маша мотается с ним по госпиталям, ухаживает за постоянно молчащим военным и буквально умоляет врачей помочь раненому.

А есть ещё один персонаж, который на разу не появляется на сцене, но он красной нитью проходит по жизни Берладина и Сабурской. И после просмотра всей постановки возникает стойкое ощущение, что именно он - главный герой и что пьеса названа в честь него.

Вопрос лишь в том — так ли однозначны герои Вячеслава Рогожкина? А ответ на него можно узнать лишь в финале. Причём каждый найдёт там свой собственный ответ…

Отдельного внимания стоят два человека, также принимавших непосредственное участие в читке. Андрей Лукьянов в повествовании выполняет роль рассказчика. Он же является автором потрясающе красивой песни «Я обязательно вернусь». Её исполняет ещё одна участница — музыкальный блогер из Санкт-Петербурга Алиса Супронова. Она известна тем, что спела «Катюшу» на 40 языках мира.

Проникновенная песня Лукьянова в прекрасном исполнении Супроновой становится очень трогательной концовкой…

А дальше — открытый финал.

Наверняка, потом, уже дома, каждый из дослушавших пьесу до конца, не раз переосмыслил не только всё увиденное, но и свои собственные взгляды на ситуацию. Я думаю, что многие обязательно верят в возможность хэппи-энда. Несмотря ни на что…

Диалог со зрителем

Ещё одним смелым шагом Владислава Рогожкина стала возможность дать зрителям высказаться сразу после читки. В зале поставили открытый микрофон. Режиссёр пообещал ответить даже на самые каверзные вопросы, ведь для него было очень важно увидеть реакцию публики, услышать отзывы и получить живой отклик. Это действительно дорогого стоит — из первых уст узнать, что думает о твоём произведении зритель.

Сложнее всего дался тамбовчанам первый вопрос. Он звучал так: были ли у героев реальные прототипы? Оказалось, что все персонажи являются собирательными. Именно поэтому они так сильно откликаются каждому зрителю и слушателю.

А дальше начался живой диалог. Люди расспрашивали актёров, благодарили за выступление, рассказывали свои собственные истории, улыбались, плакали и однозначно признавали талан автора, написавшего пьесу «Доброволец».

И, конечно, не обошлось без цветов, подарков, фотографий на память.

Успешная коллаборация

Во время читки пьесы зрители вместе с героями периодически слышали сводки новостей по радио и телевидению. Сам Вячеслав Рогожкин заверил — все сводки правдивые, он записывал их в реальном времени во время работы над текстом.

В одной из таких новостей говорится, что тамбовский хлебокомбинат начал сборку дронов для СВО по просьбе военных. Эти самые квадрокоптеры местного производства зрители видели при входе в зал. Детальнее рассмотреть экспозицию с новыми впечатлениями можно было и после пьесы.

Не только зрители, но и сами актёры живо заинтересовались выставкой БПЛА. Они задавали вопросы, фотографировались с беспилотниками, а кое-кто даже попробовал себя в роли оператора дрона на компьютерном симуляторе.

К месту пришлось и предложение Вячеслава Рогожкина принять участие в сборе денег на комплект БПЛА, чтобы впоследствии отправить его бойцам в зону СВО. Идеей проникся и главный герой — исполнитель роли пластического хирурга Михаила Берладина, актёр Владислав Абашин. Он лично перевёл определенную сумму и внёс свой вклад в общее дело.

Вместо послесловия

Вячеслав Рогожкин, режиссёр, сценарист, автор пьесы «Доброволец»:

Конечно, это выдуманная история, но я уверен, что «Берладин» внутри каждого из нас существует. Это история о том, что поворачиваться спиной к своей стране нельзя. Это история обо всех нас. Можно сказать, что пьеса — это моё авторское высказывание и поддержка СВО, это разговор на тему, как не оставаться равнодушным.

Вряд ли после таких слов можно добавить ещё что-то стоящее. Лишь сообщим, что тамбовчане были первыми слушателями пьесы, а в сентябре Вячеслав Рогожкин начнёт снимать полнометражный фильм по своему произведению. Позднее, возможно, появится и спектакль.

PS: Искренние слова благодарности Вячеславу Рогожкину — как профессионалу и как человеку. Это были непередаваемые впечатления. Огромнейшее спасибо за такую возможность.

Екатерина МУРАТОВА

Фото: Екатерина Муратова