Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Smart ForTwo: Смышленый и проворный Марка Smart основана в 1993 году, а непосредственно выпуск автомобилей начался в 1998-м. В истории компании были и взлеты и падения, расширение модельного ряда и скоропостижное его сокращение.

Smart ForTwo: Смышленый и проворный

2 сентября 2011, 10:51
Smart ForTwo: Смышленый и проворный
Марка Smart основана в 1993 году, а непосредственно выпуск автомобилей начался в 1998-м. В истории компании были и взлеты и падения, расширение модельного ряда и скоропостижное его сокращение.

В 2003 году в помощь единственной модели ForTwo (пусть и со множеством модификаций), появились спортивные Smart Roadster и Roadster Coupe(!). Но в 2006 выпустив последние 50 единиц серии «Collector's Edition» Roadster сняли с производства.

Был еще Smart ForFour унифицированный с Mitsubishi Colt и выпускавшийся на одном с ним заводе — голландском NedCar. С 2004 по 2007 год объем продаж ForFour так же как и Родстера не достиг запланированных и было принято решение о прекращении производства.

Но Smart ForTwo — тот самый, который все представляют, когда говорят Smart — жив. В 2007 году начался выпуск ForTwo второго поколения, в это же время появилась его гибридная и чисто электрическая версии.

Какой же ты все-таки маленький Smart! Настолько что в некоторых источниках пишут просто — smart, видимо, желая подчеркнуть миниатюрность.

В Европе Smart достаточно популярен. У нас же в России, несмотря на то, что в крупных городах увеличивается плотность потока и уменьшается количество парковочных мест ForTwo так и остался эксклюзивом. Менталитет не тот? За машину не считают? Может быть, проблема в том, что Smart у нас никогда официально не продавался? Или потому и не продавался официально, что на него не было бы спроса?

Энтузиасты, владеющие Смартами, объединяются в клубы и утверждают, что лучшего автомобиля для города, в том числе и российского, не существует. Остальные же «не энтузиасты» считают Smart игрушкой, причем игрушкой для богатых.

А действительно, так уж ли хорош Smart ForTwo в российской городской действительности? Мы решили примерить на себя ForTwo, принадлежащий нашему давнему другу — фотохудожнику Дмитрию Лошагину. Дмитрий уже немного рассказывал об этом автомобиле в статье «Антикризисные меры», так что некоторые цитаты приведу из нее.

Паспортный расход Смарта в городском цикле 5,9 литров 92-го. Лошагин вообще приводит цифры 2,5 литра и 4, но это если жечь. — «Я его в принципе заправляю при очень интенсивном использовании раз в две недели на 300 рублей. Больше туда не входит».

Smart 2001 года выпуска, то есть еще первого поколения — того самого которое было призвано перевернуть умы автомобилистов.

— Коробка роботизированная. Если оставляешь машину, ставь в нейтраль и на ручник. «Паркинга» нет. — напутствует меня Дмитрий.

— А документы где?
— Вот в бардачке. Страховка открытая. У меня девчонки бывает, если нужно куда-то ехать берут Smart.

— Получается машина такая лично-корпоративная?
— Угу.

Коробка классический робот со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме отсутствия режима «паркинг» ощутимые рывки при разгоне в автоматическом режиме. Замок зажигания находится рядом селектором коробки, сделано это ради безопасности, дабы водитель не приложился об него коленкой при ДТП.

Сам ключ тоже необычный. С серебряным корпусом! Старый пластмассовый начал разваливаться и друг Дмитрия — матерый байкер сделал ему подарок, заказав у известного ювелира Шубина серебряный корпус. Надпись гласит: «Жизнь в дороге — дорога в жизни».

Дима оставляет мне ключ и убегает на съемку. Я же остаюсь испытывать культурный шок от интерьера этого незаурядного автомобиля. В своем предыдущем интервью Лошагин рассказывал, что Smart подвергся тюнингу: кузов проклеили на два раза, установили другую «музыку», салон обшили кожей и алькантарой, даже конфигурацию панели изменили!

С одной стороны хотелось бы примерить обычный, «среднестатистический» Smart, но с другой стороны дополнительная эксклюзивность этому автомобилю тоже не помешает.
Итак:

Для двоих в салоне очень просторно и по длине и по высоте, не знакомо обитателям Смарта и чувство локтя. Посадка стремится к вертикальной.

Рулевое колесо звезд с неба не хватает, но вполне удобное. Рядом с внутренней дверной ручкой большая черная кнопка, это клавиша стеклоподъемника. Зеркала регулируются вручную.

Панель приборов проста и лаконична. Большую ее часть занимает шкала спидометра, по краям которой ютятся контрольные лампы. Но чаше всего смотришь на электронный дисплей с индикацией режимов КПП, сверяясь, тот ли режим включил. Оригинально выполнены указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, напоминает... электронную игру «Ну, погоди!» — кто застал восьмидесятые, должен помнить эту мечту советских детей!

Торчащие из панели, словно лягушачьи глазки тахометр и часы, я, было, принял за изыск местных тюненгеров, ан нет — стандарт! Доработке подверглась только аудиосистема, стандартную магнитолу заменили на Pioneer с отдельным USB и линейным входами. Кнопки на центральной консоли и рукоятки ползунов системы вентиляции сделаны крупными и приятны на ощупь — как игрушки для грудничков. Внизу справа примостилась клавиша пассажирского стеклоподъемника — это для водителя, у пассажира на двери есть своя.

Там где у большинства автомобилей бардачок у Смарта подушка безопасности. Разместить ручную кладь можно на большой полке на панели, слева и справа от рулевой колонки есть ниши. Бардачок тоже имеется, но очень скромный, он находится под магнитолой и похож на выдвижной ящик стола. Мне такая организация дополнительных салонных емкостей показалась не очень удобной и очень непривычной.

Салонное зеркало небольшое и неправильной формы, но смотришь в него и удивляешься насколько все точно рассчитано! В зеркале не отражаются спинки (чуть было не сказал передних) сидений — только дорога. Удивили и зеркала на солнцезащитных козырьках, вернее отсутствие такового на водительском. А как же unisex?! Smart сугубо мужской автомобиль? Обратите внимание для снижения веса машинки, козырьки сделаны сетчатыми.

Попривыкнув к интерьеру, вспоминаю особенности управления роботом. Если у архаичных автоматов ощущается задержка при резком нажатии на газ при крейсерской скорости, «классический» робот имеет задержку и просто при трогании с места — нажимаешь на газ, актуатор плавно отпускает сцепление — поехали.

Выезжая со двора на односторонний участок улицы Белинского смотрю на право — черная Mazda CX-7 еще далеко, успею. Но не тут, то было, Smart вновь плавно отпустил сцепление, да и, похоже, скорость Мазды я немного недооценил. В результате раскорячился, чуть ли не перед носом кроссовера, водитель которого меня тут же «обсигналил».

Думает, наверное: — «Вот курица, какая-то на дорогу вытащилась!». Сейчас поравняется, что бы испепелить взглядом, увидит за рулем мужика и... и как минимум удивится. Но маздовод умчался вперед, даже не обернувшись. Ну и славно. Впрочем, у меня тонировка, так что еду инкогнито.

Аккуратно, пошагово перестраиваюсь из крайнего левого ряда в крайний правый. Пропускают, причем охотно!

Дмитрий Лошагин: — «Для меня Smart просто приколюха. Я даже когда на нем нарушаю, меня люди с полосатыми жезлами, как правило, не останавливают. И за тонировку не дрючат. Потому что они просто ржут над этой машиной. А пока они ржут, я уже уехал».

Ну, ржут, не ржут, а улыбаются точно. Останавливаюсь на перекрестке что бы пропустить пешеходов. Многие оборачиваются, с интересом рассматривая мой автомобиль, и улыбка не сходит с их лица. Девочка дергает папу за руку: — «Смотри, смотри!».

Девочки постарше тоже обращают внимание и тоже улыбаются. Первое ощущение — приятно. Но тут, же понимаешь, что улыбаются они не мне — Smart понравился. А если опустить тонированное стекло? Лучше воздержусь.

Разгон с педалью в полу сопровождается толчками при переключениях и резкой сменой тональности звука мотора. Но если знаешь чего ожидать от роботизированной коробки, это придает не особо быстрому разгону азарт! К тому же это все впечатление пользователя. Инженеров интересовала простота и как следствие низкая стоимость конструкции, а так же экономичность которую дает робот даже по сравнению с механикой.

Вырвавшись на оперативный простор, продавливаю педаль газа до упора. По цифрам: 17,2 секунды до сотни — Жигули быстрее. Но это до сотни, не стоит забывать, что здесь максималка 135 км/ч, по ощущениям Smart вкладывает всю силу своего 55 сильного моторчика в разгон километров этак до пятидесяти. Каждая смена передачи в этот момент рывок вперед. Потом задор проходит.

Что не удалось отыграть на разгоне, отыгрывается на маневренности. Подъезжая к перекрестку, пронырливая машинка, оправдывая свое название (слово smart кроме — смышленый и остроумный, можно еще перевести как ловкий, проворный) занимает место поближе к pole-position.

Немного напрягают тормоза. Замедление начинается только когда педаль тормоза пройдет едва ли не половину своего хода — нужно привыкать. Однако само замедление вполне адекватное.

На колесах «разношинница», ширина и высота профиля передних и задних колес немного различаются. Зато свесы практически нулевые!

Перед съемкой неплохо было бы заскочить на мойку, на кузове остались разводы после дождя, а еще нужно забрать нашего фотографа со всем его оборудованием. Интересно войдут все эти стойки и штативы в багажник Смарта или придется ехать на двух машинах?

Как оказалось, зря переживал.

Багажник, как и салон — внутри больше чем снаружи. Стойки для вспышек легко разместились в нем по диагонали. Объем багажника в зависимости от трансформации (убрать шторку, сдвинуть пассажирское сиденье) варьируется от 150 до 260 литров. Кстати мотор находится под полом багажника. Ведущие колеса задние.

Под «капотом» только бачек для омывающей жидкости, подобраться к которому можно сняв дефлектор.

На мойке нам были рады. — «О-о-о, какая машина заехала!»

Открываю дверь, народ слегка опешил. Все-таки мой вид не очень сочетается с образом Смарта.

И все же мужчина, как позже выяснилось сам начальник мойки(!), сумел-таки даже отвесить комплемент:
— Вот это машина! Вы самый лучший!

Знаю. Но хотелось бы это услышать от начальницы. Пользуясь восторгом и замешательством в рядах персонала, изрекаю: — «Я так понимаю исходя из размеров нашего автомобиля, помывка будет производиться по расценкам на Оку?»

Никто не возражает.

Помните фильм «Гостья из будущего»? Там герои перемещались по Москве 21-го века в двухместных летающих капсулах шаровидной формы. Smart хоть и не летает, но тоже напоминает капсулу прыгнув в которую можно легко переместится из точки А в точку Б.

Поснимать Smart ForTwo мы решили на парковке строящегося очередного торгового центра. Центр строится, но парковка уже готова и главное машин на ней пока нет!

Дмитрий Лошагин: — «А в принципе машина очень перспективная для больших городов. В Париж приезжаешь — каждый второй — Smart. Это удобно. С парковкой вообще проблем нет. Его можно ставить хоть поперек. У нас на эту тему был небольшой спор с сотрудником ГИБДД, и я ему доказал, что это единственная машина, на которой во всей Европе разрешено парковаться перпендикулярно. Потому что она в длину меньше, чем многие машины в ширину!»

А вот мы сейчас и проверим, войдет Smart поперек парковочного места или нет:

Тютелька в тютельку! Вот только окажись по соседству другие автомобили затолкать между ними ForTwo, таким образом, уже не получится. Другое дело воткнуть Smart поперек двух припаркованных вдоль дороги автомобилей, то о чем и говорил Дмитрий, — это запросто. Однако Дима, пожалуй, погорячился на счет длины, которая меньше чем ширина многих машин. Длина Смарта ровно 2500 мм, точ в точ как ширина полосы движения для дорог общего пользования. Шире 2,5 метров только КрАЗы, БелАЗы, да МАЗы-ракетовозы.

Пока фотограф выставляет свет, любуюсь на машину снаружи и анализирую свои первые ездовые ощущения.

Маневрировать на ForTwo действительно очень легко. При движении вперед ограничивающим фактором являются только старые водительские привычки мешающие поверить в юркость Смарта и желание видеть капот.

Сдавать задним ходом еще интересней. Оборачиваешься назад, сознание уже рисует багажник или хотя бы второй ряд сидений! Но ничего этого нет. Просто носом едва не упираешься в заднее стекло — машина неожиданно закончилась. Сам же маневр наводит на мысль, что управляешь детским автомобильчиком на аккумуляторах.

У автомобиля стеклянная панорамная крыша, внутри салона по направляющим перемещается солнцезащитная шторка. Шторка закрывает только половину крыши, для комфорта пассажиров достаточно, а вот для съемок салона со светом пришлось повозиться.

Капсула безопасности — Tridion, выполнена таким образом, что в случае столкновения, продольные и поперечные детали капсулы благодаря зонам деформации поглощают большую часть энергии удара. Однако в 2000 году на краш-тестах Euro NCAP Smart ForTwo первого поколения получил лишь 3 звезды.

По пустому паркингу Smart носится как угорелый. Крены в поворотах небольшие, подвеска зажата, но полутораметровая высота машинки в совокупности с ее полутораметровой шириной заставляют быть аккуратным. Настолько, что система курсовой устойчивости у меня ни разу не сработала.

На виражах ForTwo повизгивает покрышками, но ESP остается невозмутима.

Как не маневрен Smart, а вечерние пробки в конце рабочего дня мы все же решили объехать. В результате пробирались окольными путями по очень неровному, а временами и просто разбитому асфальту. И опять необычные ощущения!

На неровностях автомобиль заметно потряхивает, особенно заднюю ось. Подвеска здесь, кстати, тоже не, совсем, обычная типа De-Dion — относится к зависимым и применяется на автомобилях с приводом задних колес. Основное, ее отличие от моста, в том, что картер редуктора закреплен на раме или кузове, а колеса приводятся во вращение приводами, но соединены между собой жесткой балкой.

Однако потряхивания обусловлены не столько необычностью схемы подвески сколько ее настройками, да еще очень короткой базой машины. В поперечные пологие впадины на дороге Smart буквально ныряет! У-у-у-х. Как на американских горках! В определенных условиях автомобиль должен обладать неплохой проходимостью — короткая база, почти нулевые свесы, нагруженные мотором ведущие колеса.

Но это скорее теория. Зимой Smart ForTwo не очень охотно эксплуатируют даже в Европе. Несмотря на электронные помощники из-за короткой базы и узкой колеи автомобиль склонен к заносу, а проходимость все же недостаточна для заснеженных дорог. Есть проблемы и с зимней резиной. Тот же Дмитрий Лошагин этот Smart на зиму «консервировал» — как мотоцикл.

Что в итоге? Маленький двухместный автомобильчик со специфической внешностью и специфическими особенностями эксплуатации. Удобно парковатся, а ездить так просто прикольно! Игрушка или транспортное средство? И то и другое. Стал бы я ездить на Смарте? Не знаю. Есть некий дискомфорт вызванный стереотипом, дескать, не мужская это машина. Эх, не дорос еще мой менталитет до Смарта.

Серые дилеры привезут Smart по цене 720 000 −780 000 рублей. Интересно, что год назад эта сумма равнялась 650 тысячам, а в 2009-м и вовсе 550-ти. Цены на подержанные машины начинаются примерно от 200 000 рублей.

Smart ForTwo
Двигатель
бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом
Число и расположение цилиндров
3, в ряд
Рабочий объем, см³
599
Макс. мощность, л.с./об/мин
55/5250
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин
80/1800
Привод
задний
Коробка передач
6-ступенчатая, роботизированная
Передняя подвеска
независимая, пружинная, на поперечных рычагах
Задняя подвеска
зависимая, пружинная, De-Dion
Передние тормоза
дисковые
Задние тормоза
барабанные
Максимальная скорость, км/ч
135
Время разгона 0-100 км/ч
17,2
Размеры, мм
длина
2500
ширина
1515
высота
1549
колесная база
1812
дорожный просвет
Снаряженная масса, кг
730
Шины
145/65 R15 — 175/55 R15
Объем багажника, л
150 — 260
Расход топлива, л/100 км
городской цикл
5,9
загородный цикл
4,3
смешанный цикл
5,0
Емкость топливного бака, л
33

 

По материалам 66.ru