«Магазинные кредиты» теряют популярность. Покупатели, которые раньше активно оформляли кредиты на телевизоры, холодильники и мобильные телефоны, не отходя от кассы, наконец научились читать договор и поняли, что ставка по экспресс-кредиту в 80–90% годовых как-то уж слишком велика.
По данным агентства Frank Research Group, объемы POS-кредитования падают третий год подряд. В прошлом году суммарный объем выданных в торговых сетях экспресс-кредитов вырос всего на 18%, тогда как в 2010 году этот сегмент показывал 43% рост. Аналитики считают, что потребители не только научились считать деньги, но и купили уже почти все, что не могли позволить себе в кризис. И теперь граждане предпочитают брать не узкоцелевые кредиты на конкретные товары, а пользоваться потребительскими кредитами или кредитными картами, по которым и ставка ниже, и деньги можно потратить на что угодно.
Переориентироваться с экспресс-кредитов на потребительские банки заставляет еще и ЦБ. В связи с грядущим повышением норм резервирования по необеспеченным займам дорогие кредиты — со ставками от 25% годовых — станут для банков невыгодными, так как будут сильнее уменьшать достаточность капитала.
Банкиры это прекрасно понимают, но терять заемщиков, склонных к импульсивным покупкам во время прогулок по магазинам, не собираются. Поэтому они просто сменили тактику: вместо кредитных консультантов, которые стоят рядом с кассой и оформляют займы на утюги и ноутбуки, в торгово-развлекательных центрах начинают открываться целые банковские офисы.