Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Маятник времени: Сергей Чеботарёв читает «Солдатку» Участие в проекте «Маятник Времени» Сергей Чеботарёв посвящает своей бабушке-солдатке Степаниде Ефимовне и деду Павлу Филипповичу Чеботарёву.

Маятник времени: Сергей Чеботарёв читает «Солдатку»

24 марта 2015, 14:33
Маятник времени: Сергей Чеботарёв читает «Солдатку»
Фото: архив компании
Участие в проекте «Маятник Времени» Сергей Чеботарёв посвящает своей бабушке-солдатке Степаниде Ефимовне и деду Павлу Филипповичу Чеботарёву.

Моя бабушка - Чеботарёва Степанида Ефимовна, была солдаткой. Как очень многие вдовы не вышла замуж, одна воспитала и подняла троих детей, в страшное время голодая и холодая, поставила всех на ноги.

Она всегда и всему была рада, никогда не унывала, трудилась... Я помню совершенно удивительный день, когда к 40-летию Победы к её пенсии в размере 12-ти рублей, прибавили ещё 3 рубля - за погибшего деда. Бабушка радовалась, говорила: «Господи, да мне на всё теперь хватает: и на чай, и на сахар, и на мыло!» Это было впервые после войны. Солдаты-фронтовики были в почёте, а вдовы оставались как бы в стороне...

Бабушка никогда не ходила в День Победы к памятнику: она смотрела на улицу, как шли фронтовики, и о чём-то своём тайком вздыхала.

Есть ещё один эпизод, связанный с моей бабушкой. Через Мучкап, где она жила, проходили эшелоны с пленными немцами. И вот ночами бабушка с соседками по очереди ходили их кормить: варили картошку, приносили хлеб, - всё, что было. Немцы протягивали им навстречу руки из вагонов... Я тогда совершенно не понимал, что она делает, спрашивал: «Бабушка, ну как же тебе было не стыдно?! У тебя же дед воевал! Он - герой, он - на фронте, а ты ходила кормить фашистов?!». Я никогда не забуду её глаза. Два мира, мой - это праведный гнев, и её - совершенное непонимание того, что я говорю. И она отвечала гениальной фразой: «Ну они же есть хотели... А может, и моего кто-то где-нибудь да покормит...» Вот в этом вся мудрость и величие тех старух, величие русского народа.

Дед - несгибаемый русский крестьянин, который не поддался ни на какие соблазны и уговоры, он упорно не вступал в колхоз. В 1939 году дед был арестован за то, что скрыл мешок чечевицы, у него было 3-е детей, их нужно было кормить. Чечевицу нашли под крышей, хотели увезти, но дед рассыпал её по двору со словами: «Ни тебе, ни мне, но и не советской власти!».

Его арестовали и отправили в Белоруссию. В ссылке дед пробыл около года. Он уже собирался возвращаться домой, писал письма, что там можно жить, что есть лошади, что уже посвободней - это была западная Белоруссия, она ещё во всей красе не ощутила «прелести» советского режима. Но тут началась война, и деда забрали на фронт.

Ушёл воевать он в 1941 году из города Бобруйска. Трижды был ранен, от рядового солдата дослужился до старшего лейтенанта. Наступила Победа, и бабушка ждала его домой вместе с тремя детьми. Однако вместо радости встречи, её ждал тяжёлый удар. В июне 1945 года пришла похоронка: 23 апреля под Берлином Павел Филиппович Чеботарёв погиб. Двух недель не хватило ему, чтобы встретить Победу.

Сейчас выяснилось, что у деда были медали «За отвагу», Орден Красной Звезды. Буквально недавно мы узнали, что остался не вручен Орден Отечественной войны: наградные документы выложены на сайте, мы их с сыном нашли, теперь точно знаем где похоронен наш дед в Берлине. Вот такая великая судьба.

Я хочу двух его правнуков свозить на могилу деда, чтобы и он увидел нас, и мы прикоснулись к нему.