Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
«Новая Галерея» открыла «Эффект Кулешова» И таким образом соединила творчество живописное и кинематографическое.

«Новая Галерея» открыла «Эффект Кулешова»

23 мая 2016, 18:11
«Новая Галерея» открыла «Эффект Кулешова»
Фото: Виталий Полозов
И таким образом соединила творчество живописное и кинематографическое.

А иначе говоря, очередной выставкой в «Новой Галерее» неутомимые энтузиасты этого объединения, созданного ради художественного видения мира, Ирина Бирюкова и Владимир Пеньков откликнулись на шагающий по стране «Год российского кино», которым объявлен 2016-й.

На этот раз арт-директор «Новой Галереи» Ирина Бирюкова подошла к подбору произведений и построению экспозиции по принципу, заимствованному у известного теоретика кинематографа и кинорежиссера Льва Кулешова.

Как и многие талантливые люди, он, естественно, был родом из Тамбова и открыл для всего мира свой «эффект», базирующийся на сопоставлении при киномонтаже, казалось бы, несопоставимых кадров, достигая нового невероятного смысла кинообраза. Сам Альфред Хичкок не мог сдержать восторга от открытия нашего земляка, заявив что «это — настоящее искусство создания идей», и широко использовал эти идеи в Голливуде, что там с успехом делается до сих пор.


Ну а гости выставки в «Новой галерее» смогли убедиться, что получается, если талантливо совместить совершенно разные картины совершенно разных художников совершенно разных времен. И хотя формально авторов работ объединяло лишь то, что все они тамбовские, экспозиция получилась, как одно целостное художественное полотно, местами уносящее в романтические дали, а местами шокирующее.


Как заметила Ирина Бирюкова, сама подготовка и размещение такой экспозиции — не менее увлекательное занятие, чем написание картины. На выставке сошлись в едином пространстве, построенном по кулешовскому принципу, живописные и графические работы из собрания тамбовских коллекционеров, созданные с 1920-го по 2010 годы. И при этом раритеты очень даже перекликаются с нынешней действительностью.


Особенно поражает полотно друга фабриканта Асеева Николая Шевченко «Недобитые буржуи», написанное в 1927 году: семья взирает в окно на советскую демонстрацию под красными знаменами, а в глазах и жалость, и недоумение, и страх, и трагедия — Россия, которую мы потеряли…
В психоделические пасторали Рауфа Туктара и Андрея Бубенцова вдруг вторгается «Прибытие поезда» Ольги Потеевой, как бы вырванное из рамы, а вокруг танцуют «Сербские девушки» Ирины Бирюковой. Не остался в стороне и основатель тамбовского «нового авангарда» Алексей Медведев, представив свой новый графический триптих «Конь. Воин. Победа»: застрявшая в сбруе коня стрела, ненавидящие глаза воина из-под шлема, треснувший подсвечник над зазубренным мечом после финала битвы и скребущий вечный вопрос — «зачем?…».
Само открытие выставки прошло стильно и кинематографично — Ирина Бирюкова и заместитель начальника управления культуры области Сергей Саввин изобразили символ «Мосфильма» в виде скульптуры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

А среди гостей организаторы провели познавательную викторину на тему кино, победители которой получили символичные кинокалендари и сувениры.


Здесь же можно было ознакомиться и со старинной кинотехникой, включая ручной проекционный аппарат французской фирмы «Pathe», выпущенный в Париже в 1910 году и при этом вполне рабочий. А развешанные кинопленки напоминали о зафиксированной в движении мимолетности вечного. Тем более что над искусством время, как известно, не властно.