19 мая — день рождения Николая Рыбакова. В этот день традиционно дирекция фестиваля старается провести церемонию награждения. В 2017 году день объявлен ещё и Днём памяти великой русской актрисы, народной артистки РСФСР Татьяны Еремеевой (Битрих). Она стояла у истоков фестиваля, но 5 лет назад её не стало. На 11 Рыбаковский фестиваль пришёл её сын Владимир Ильинский, который принёс необычный подарок театру — корону, в которой когда-то выступала его знаменитая мама.
И это не единственный сюрприз, который ждал гостей и организаторов фестиваля. Жюри тщательно отсматривало работы актеров, ежедневно обсуждало с ними спектакли, указывало на их ошибки, а в итоге оценивало по достоинству.
Результаты XI театрального фестиваля им. Н.Х. Рыбакова:
Рыбаковский фестиваль — место, где оценивают игру актёра, его заслуги и талант. Здесь артисты общаются между собой, знакомятся с театрами из других городов, посещают мастер-классы и самосовершенствуются.
Актёр в театре — зависимая фигура. Он зависит от режиссёра, театра, осветителей и т.д. Но не менее зависим зритель. Мне кажется, фестиваль вгоняет нас в страшную театральную зависимость.
Жюри оценивает всех артистов на одном уровне. Не важно, какой раз актёр вышел на сцену, есть ли у него награды или огромное число лет выслуги. Здесь актёров учат верить в себя, как научили обладателя премии «Признание». Ему тяжело ходить. Но он отыграл свою роль так, что заслужил одну из главных наград фестиваля.
5 лет назад я пережил инсульт. Когда я очнулся, самым страшным для меня стало то, что я лишился своей профессии. Мой театр всячески давал мне понять, что это не так. Но я считал, что они просто меня любят и утешают. А вот эта премия «Признание» дала мне надежду, что я не лишился своей профессии. Спасибо вам!
Уже по сложившейся традиции завершает Рыбаковский фестиваль Самарский театр драмы им. М. Горького. На этот раз вне конкурса он представил спектакль «Амадеус» по пьесе Питера Шеффера.
Спектакль удивляет своей сценографией. На одной сцене друг за другом размещаются несколько кулис. Одна за другой они открываются, перемещая нас во всё новые и новые места.
Со сцены со зрителем всегда идёт разговор. Это монолог — своего рода исповедь уже старого Сальери. Он сознаётся в убийстве Моцарта, а ему никто не верит. И чтобы доказать свою вину, Сальери отправляется вместе со зрителями в прошлое, где постоянно комментирует происходящее.
Зритель полностью погружается в рассказ Сальери. Он его осуждает, но в то же время старается понять. Ведь каждый испытывал хотя бы раз в жизни зависть, злобу и отчаяние. У прославленного придворного композитора Сальери внезапно на пути появляется конкурент — юный избалованный гений Моцарт.
Сам Моцарт максимально приближен к действительности. На сцене он такой, каким он предстаёт через сохранившиеся письма к своей семье. Есть мнение, что окружению и близким одарённого юноши приходилось выслушивать много пошлостей и так называемых туалетных шуток.
Спектакль удерживает внимание зрителя на каждой сцене. Он буквально по-шагово раскрывает нам замысел Сальери, как тот задумал своё убийство. Да еще и с комментариями самого Сальери.
Но это не последний спектакль в рамках Рыбаковского фестиваля. Совсем скоро в Тамбове выступят необычные гости.