15 марта 2013, 08:12

Памятка потребителю: Как правильно решать конфликты в супермаркете

Памятка потребителю: Как правильно решать конфликты в супермаркете
С появлением супермаркетов, появляются и так называемые «новые порядки» приобретения товаров и обслуживания покупателей. Например, обязанность оставлять вещи в камере хранения, самостоятельно взвешивать продукты, платить за упаковку. Редакция портала ВТамбове попробовала разобраться, насколько эти требования справедливы.

Итак, предположим, зайдя после работы в супермаркет, а таких же посетителей как Вы, там оказалось много, Вы, протискиваясь между мужчиной приятной полноты и полкой с алкогольной продукцией, задеваете бутылку дорогого вина, и она вдребезги разбивается. К Вам тут же подбегает охранник, администратор или еще какое-нибудь уполномоченное лицо и начинает требовать оплаты разбитого товара. Насколько эти требования обоснованы?

Вне зависимости от того случайно или преднамеренно товар был испорчен Гражданский кодекс, а именно статья 1064 обязывает возместить причиненный вред. Однако, поспорить с администратором можно руководствуясь статьей 211 того же Гражданского кодекса, в которой говориться что риск случайного повреждения имущества несет его собственник, а пока товар не оплачен собственником его является супермаркет. Ссылаться на эту статью можно в случае узких проходов, наличия тяжелых товаров на полке, то есть при отсутствии вины покупателя.

Другая ситуация, забегая в супермаркет, Вы в спешке складываете продукты в тележку, не глядя на сроки годности, целостность упаковки и т.п. А придя домой, открыв упаковку кефира, обнаруживаете, что он испорчен. Цена потери конечно не велика, но мы же за справедливость.

Закон о защите прав потребителей, а именно статья 18 долго и подробно описывает, что продавец должен забрать испорченный товар и по желанию покупателя предоставить такой же товар надлежащего качества или вернуть уплаченную сумму. При этом, возвращаясь в супермаркет с претензиями, не забудьте взять чек. Кстати, неплохо было бы взять за привычку хранение чеков, когда-нибудь обязательно пригодится.

Традиционно при входе в супермаркет, охранник с суровым взглядом просто обязывает оставить вещи в камере хранения, ответственность за сохранность которых магазин не несет.

Этим требованием продавцы нарушают сразу несколько статей: статью 421 о свободе заключения договора, статью 887 о письменной форме договора хранения, так что смело можно требовать книгу жалоб и предложений, а так же можно отправиться с жалобой в Роспотребнадзор, радуя себя мыслью об обязанности магазина оплатить штраф.

Прогуливаясь по супермаркету в поисках нужных продуктов, можно увидеть как кто-нибудь, открыл бутылку минералки и отпил немного, потом положил в тележку и добросовестно оплатил на кассе. Споров по таким случаям обычно не бывает, поэтому складывается впечатление, что в этом нет ничего противозаконного, заплатил же.

На самом деле это не так, в соответствии с Гражданским кодексом, статьей 458 покупатель становится владельцем товара после его оплаты, поэтому получается, что выпиты была чужая минералка. Продавцы имеют полное право предъявить к таким «торопыжкам» свои претензии, однако при оплате товаров на кассе спорить о том, что первично яйцо или курица никто не будет.

Ни кто не застрахован от ошибки, иногда ошибки в ценниках очень заметны. Встречается в магазинах и капуста, ценник которой гласит, что это - ананас, и цена соответственная. Такую ошибку увидеть просто, а вот изменение цены после окончания вчерашней акции, которую забыли поменять, увидеть можно только на кассе, а скорее в чеке, и то при условии, что Вы его будете проверять.

Чеки проверяют далеко не все и зачастую ошибки в ценниках остаются незамеченными. Продажа товара по цене, отличной от указанной в ценнике, конечно, не допустима. Поэтому покупатель имеет полное право требовать продажи товара по цене указанной в ценнике, и ни на какие фразы о том, что «акция закончилась» или «с сегодняшнего дня новые цены» можно не реагировать.

А теперь отправляемся за покупками в супермаркет!

Белла ПУЗАКОВА