Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Джек Ричер: аналоговый герой цифровой эпохи В российский прокат выходит новый фильм с Томом Крузом, который может стать началом целой серии киноисторий о герое, уже полюбившемся читателям.

Джек Ричер: аналоговый герой цифровой эпохи

14 января 2013, 08:40
Джек Ричер: аналоговый герой цифровой эпохи
В российский прокат выходит новый фильм с Томом Крузом, который может стать началом целой серии киноисторий о герое, уже полюбившемся читателям.

Видя на афише Тома Круза в кожаной куртке, с пистолетом в руке и с красным Chevrolet Chevelle 1970 года выпуска на заднем фоне, ты меньше всего ожидаешь увидеть на экране что-то, кроме зубодробительного боевика. Слоган фильма поверх этой картинки «Закон знает предел. У него его нет» лишь укрепляет эти ожидания. Ну все, думаешь ты, старый добрый герой-одиночка, пусть и в исполнении довольно смазливого Круза, сейчас попытается убедить нас, что не только Сталлоне и Стетхэм готовы нести в цифровую эпоху Мстителей и Аватаров старое доброе знамя справедливости, опирающейся лишь на силу своих рук, скорость ног и немного на голову, а не на гаджеты и суперспособности.

Джек Ричер — знаток человеческой психологии и уличных драк. Те, кто не следует его советам, вскоре оказываются биты — или судьбой, или самим Ричером.

И в ближайшие два часа эти ожидания во многом оправдываются. Стрельба, погони, драки одного против целой банды и многие другие добротно сделанные эпизоды из классического джентльменского набора боевика. Но в то же время ты понимаешь, что перед тобой целая гремучая смесь жанров, первую скрипку в которых играет его величество детектив. Да и герой твой не обычный человек с военным прошлым или мастер боевых искусств, а следователь.

Своей машины у Ричера нет. По ходу фильма он угоняет четыре автомобиля — от Camaro до карьерного самосвала. Но больше всего ему нравится красный Chevrolet Chevelle SS 1970 года выпуска — сцена погони на нем захватывает дух, а кончается очень смешной сценой.

Что мы знаем о Джеке Ричере, помимо того, что он появился в кино из литературных произведений Ли Чайлда, написавшего за последние 15 лет целую серию популярных книг об этом герое? Немного. В фильме Ричер появляется почти из ниоткуда и уходит туда же. Он бывший военный. Неплохо стреляет, но не снайпер. Отлично дерется, но не морпех. Остер на язык, но шутить не любит. Зато его манера поведения пару раз вызывала дружный смех в кинозале. При этом он не супергерой — и по голове битой получает, и с ножом обращаться не умеет, да и водит Chevelle и Camaro так себе — сплошные заносы с разворотами и финиш в отбойники. Что, впрочем, делает сцену погони особенно реалистичной и интересной.

По сюжету Ричер расследует массовое убийство вместе с героиней Розамунды Пайк. Любовная линия между героями так и напрашивается, но ограничивается лишь парой интересных моментов. Ричер — одиночка, но не ловелас.

Гораздо острее складываются отношения между героями Пайк и великолепного Ричарда Дженкинса. Еще бы — они не просто адвокат и прокурор по одному делу, но и дочь с отцом.

Ричер — бывший военный следователь, который любит свободу и независимость. Глядя на офисный планктон в окнах дома напротив, он жалеет этих неудачников, ведущих жалкое существование в своих стойлах. За ним нет грехов, но он скрывается от всех, кто хотел бы его найти. У него нет дома, машины и кредитки. Даже рубашка — и та одна.

У него нет мобильного, он платит только наличными, самолетам с паспортами и контролем предпочитает автобусы или автостоп, незнакомцам называется именами игроков бейсбольной команды. «Упражнение, вошедшее в привычку», — как сам герой объясняет свое поведение. «Он такой аналоговый парень, живущий в эпоху цифровых технологий», — говорит про него Том Круз.

Незнакомцам Ричер предпочитает представляться чужими именами, чаще всего — известных игроков «Янкиз». Иногда это может спасти жизнь.

Завязка довольно опасна для американского фильма, с учетом недавних новостей о массовой стрельбе в США: в начале мы наблюдаем сцену хладнокровного расстрела мирных жителей снайпером, засевшим на городской парковке. Подозреваемого по горячим следам быстро находит отличный детектив. Обвиняемый явно невменяем, все улики против него. Он не просит адвоката, он пишет на бумаге имя того, кого хотел бы видеть, — Джека Ричера.

Чем военный следователь лучше гражданского? Его противники — специально подготовленные убийцы из числа военных. Именно с такими Ричеру и приходится столкнуться в фильме.

Темнокожий следователь заслуживает похвалы от Джека Ричера за тщательное изучение места преступления. Но позже самому Ричеру придется убегать от полицейской погони.

Все озадачены, ведь мы помним, что Ричера невозможно найти. Но тот приходит сам, увидев по телевизору фото подозреваемого. Друг он ему или враг? Кому понадобились эти убийства? Будет ли любовная линия в фильме? Почему у главного злодея, отсидевшего десятки лет в сибирских лагерях, нет пальцев на обеих руках? Мне показалось, или этого снайпера играет актер, который сыграет сына Брюса Уиллиса в пятом «Крепком орешке»? Одним словом — вопросов в этом фильме хватает, как и интересных ответов. Поэтому не будем грешить спойлерами, оставим тайны детективных ребусов для темного кинозала.

Старую актерскую гвардию в фильме представляет Роберт Дюваль. Он сыграл человека, на которого, по словам Ричера, он, скоре всего, будет похож в старости.

А главный злодей, прошедший, по сюжету, сибирские лагеря, сыгран актером и режиссером Вернером Херцогом.

Лучше вернемся к нашему герою, ведь именно ему посвящен фильм, у которого наверняка будет продолжение. Еще бы, такая богатая литературная основа из более чем десятка книг — благодатная почва для новой франшизы, более соответствующей его возрасту — не мальчик уже, шестой десяток разменял. И честно признаться, несмотря на жалобы фанатов литературного Ричера на совершенно не похожего на него Круза (достаточно лишь напомнить, что по книгам Ричер под 2 метра ростом), эта роль ему удалась. Он уверенно смотрится и в роли лихого парня в экшен-сценах, и выглядит полным душкой, проявляя отеческую заботу о юной девице, связавшейся не с теми парнями. А вот рубашку Крузу лучше было не снимать — его голый торс фильму только навредил. В отличие от Розамунды Пайк, особенно прекрасной в финальных сценах.

На пару секунд в фильме появляется и создатель книг о Джеке Ричере, а также соавтор сценария к фильму — Ли Чайлд.

Одним словом, фильм можно порекомендовать как поклонникам литературного Джека Ричера, так и тем кто с ним не знаком. Приятное удивление от крепкого детектива-боевика вам обеспечено. Твердые 8 из 10 баллов.

В конце стоит добавить, что тех, кто уже знаком с Джеком Ричером по книгам Ли Чайлда, в фильме ждет маленький сюрприз: создатель героя и соавтор сценария Ли Чайлд снялся в одной из сцен фильма. Увидим ли мы его в следующих частях — покажет время.

Дмитрий ГОРЧАКОВ