4 августа 2013, 10:13

Нешуточная борьба за «Оскар» уже началась

Нешуточная борьба за «Оскар» уже началась
Фото: positivelife.com
Первые на старте — претенденты на попадание в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».

Дан официальный старт выдвижению национальными оскаровскими комитетами фильмов от своих стран в длинный список претендентов на награду «Лучший фильм на иностранном языке». В прошлом году к моменту дедлайна (1 октября) в этом рекордно длинном списке оказалось 71 название, пишет газета «Известия».

В этом первой свою заявку сделала Румыния: она отправляет сражаться за премию Американской киноакадемии фильм 37-летнего режиссера Калина Петера Нетцера «Поза ребенка», удостоенного «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

«Поза ребенка» — это история отпрыска из номенклатурной бухарестской семьи, который становится виновником автокатастрофы. Властная мамаша, навязчиво опекающая своего великовозрастного сынка, пытается разрулить ситуацию. Но неизвестно от чего молодой человек страдает больше: от перспективы попасть в тюрьму или от диктата своей властной родительницы, не дающей ему вздохнуть полной грудью.

Калин Петер Нетцер, чей фильм у себя на родине прошел с большим успехом, — новое имя для международной профессиональной среды. Вообще у Румынии достаточно давние и сложные отношения с «Оскаром». В 2008-м лауреат «Золотой пальмовой ветви», фильм «4 месяца, 3 недели, 2 дня» Кристиана Мунджу, даже не попал в номинацию, что вызвало большое недоумение прессы. В прошлом — «За холмами», другая картина Мунджу, привезшая из Канна приз за сценарий и награды двум актрисам, вошла в «девятку», то есть в полуфинал номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но до финальной «пятерки» не дотянула. В разные годы от Румынии также выдвигалась «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую и «Полицейский, прилагательное» Корнелиу Порумбойу. Но и они не перешли из длинного списка в короткий.

Возможно, Нетцер окажется более удачливым, и румынская кинематография, одна из самых сильных в мире, отметится и на «Оскаре».

Уже сейчас, в самом начале оскаровской гонки, понятно, что номинация «Лучший иностранный фильм» в этом году лишится своей главной интриги. Нам не придется гадать, решатся ли американские киноакадемики вслед за Стивеном Спилбергом признать «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша достойной высшей награды.

Как известно, после Каннского фестиваля, откуда он увез «Золотую пальмовую ветвь», Кешиш заявил, что будет дорабатывать картину и выпустит ее в прокат только в середине октября. При этом фильмы, претендующие на «Оскар» в «иностранной» номинации по регламенту академии должны быть показаны в своей стране на коммерческих сеансах (то есть с обязательной продажей билетов) не позже 30 сентября.

Президиум Американской киноакадемии уже дал понять, что никаких изменений регламента даже для «Жизни Адель» произведено не будет.

Российский оскаровский комитет, который, как известно, в прошлом году обновил свой состав, обычно начинает заседать с середины сентября. Все последние годы процесс выдвижения фильма от нашей страны на «Оскар» сопровождался если не скандалами, то бурным обсуждением в прессе. Причем ни «Палата номер 6», ни «Цитадель», ни «Белый тигр» в номинацию не попали.

Можно предположить, что в этом году — из картин уже предъявленных широкой публике — российский оскаровский комитет будет рассматривать «Легенду номер 17» Николая Лебедева, «Метро» Антона Мегердичева, «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова, «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Как пишет газета «Известия», до 30 сентября еще есть время, и, возможно, конфигурация изменится, и список пополнится новыми названиями.