Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Одна лошадиная сила: тестдрайвим символ наступившего года Как ведут себя 800 лошадиных сил под правой ногой, я прекрасно представляю. Но как управиться всего с одной?

Одна лошадиная сила: тестдрайвим символ наступившего года

1 января 2014, 12:30
Одна лошадиная сила: тестдрайвим символ наступившего года
Фото: Николай Ковалевский
Как ведут себя 800 лошадиных сил под правой ногой, я прекрасно представляю. Но как управиться всего с одной?

Мой опыт пилотирования парнокопытным ограничивается прогулкой на пони году этак в… Не помню, еще Ельцин у власти был, а ёлка на Площади 1905 года — живая и огромная. Потому к идее тест-драйва коня в натуральную величину отнесся с настороженностью. С машинами все проще: есть действие — есть отдача. Неправильное действие — есть противодействие, но как бы то ни было, а контроль всегда за тобой и только за тобой. С женщинами и лошадьми все труднее. Тут подход нужен для управления.

 — Обучение любой лошади начинается с раннего детства, — рассказывают мне специалисты КСК «Будущее России», куда я отправился за новым опытом, — Важно, чтобы конь сразу привык к людям и впоследствии их не боялся.

Мой партнер — не боится. Никого и ничего. Ему без разницы. Ранним утром его вывели из боксов и стали готовить: расчесывать, натирать какими-то загадочными составами, чтоб он блестел как твой «металлик». Пока его заправляют топливом в виде овса и присадками системы «сахар», разглядываю и пытаюсь ненавязчиво познакомиться дружескими поглаживаниями гривы. Обычно я с мужчинами по-другому знакомлюсь, но тут особый случай.

Тестового коня зовут Дэнжероус — опасный, значит. Хотя, глядя в его кроткие глаза, такого не скажешь: весь облик говорит о полном смирении. «Имя дается не просто так, не наобум, — говорят в конюшне. — В нем обязательно должны содержаться буквы из имени родителей».

Так что у моего Дэнжероуса папа вполне мог быть на букву «Д», а мама — на букву «Э». Или наоборот. Не суть важно, главное, что опасного в нем я ничего не увидел. Мускулистый, подтянутый, статный жеребец. Спорстмен!

Дэнжероуса привезли из Чехии, вырастили и готовят к выступлениям на соревнованиях по выездке — одной из нескольких спортивных дисциплин для лошадей. Есть еще конкур (преодоление препятствий) и скачки (по-нашему — кольцевые гонки). Но сегодня готовить надо меня. Выезжать будут.

Все, как у людей-спортсменов: от растяжений ноги коня обматывают эластичным бинтом.

С точки зрения спорта, мой Дэнжероус — типичный одноместник с открытыми копытами. Как «формула», только мохнатый. Привод — подключаемый полный с акцентом на заднюю ось. Судя по поведению в поворотах, есть самоблокирующийся дифференциал: проскальзывающая в поворотах нога подтормаживается автоматически. Рулевое управление — ременное, без усилителя. Тормоза уздцовые, вентилируемые. Подвеска — независимая по кругу, с горизонтальными рычагами системы «Ноги». Вместо такого привычного «ковша» тут спортивное седло без боковой поддержки и регулировки поясничного подпора, но со стременами.

С них-то все и начинается: ставим левую ногу в стремя, хватаемся за седло, а дальше надо изящным пируэтом перекинуть правую ногу через круп лошади и усесться. Изящно не вышло.

негативная подпись Процесс посадки на коня требует сноровки и хоть какого-то подобия растяжки. Иначе будете также нелепы, как я.

Сидеть нужно правильно, ровно: прямая спина, руки под углом в 90 градусов к узде, но опущены максимально низко к холке. Уздцы должны быть подобраны и не провисать: все управление конем возложено на них и на ноги.

Точнее, не на все ноги, а на шенкель — часть от ступни до колена. Это, если угодно, акселератор — нажатиями шенкелей мы отправляем коня вперед. Стискиваем бока и отправляем!

Старт уверенный, но неохотный. Поигрывая мышцами, Дэнжероус степенно прохаживается, иногда реагируя на отклонения «руля». Тяну — вправо, чуть оттопырив локоть, — он идет вправо. Тяну влево — нехотя, но поворачивает. «Руки ниже», — командует наставник.

На подзуживание ногами конь откликается не очень-то охотно. Он вообще — ленивый. А в управлении таким «транспортным средством» очень много психологии. Как твоей, так и его. Тебе на первых порах надо параллельно справляться с обилием новой информации (как сидеть, как держать, как погонять), пробовать рулить и следить за настроением партнера. Потому что оно может быть ой каким переменчивым!

В крытом манеже Дэнжероус упорно не хотел идти хоть чуточку быстрее прогулочного шага. Видимо, чувствовал полную неопытность наездника. Но на морозном декабрьском воздухе коня стало не узнать! бьет копытом, мотает головой, рвется в бой! Вот она — психология. Чтобы как следует притереться друг к другу, нам целой жизни мало будет! А приходится действовать по принципу «Сел и поехал».

Пешком прохаживаться Дэнжероус больше не хочет. Разыгрался, расплясался! И пошел вскачь. Хотя я и не просил особо-то. Хотя так — вприпрыжечку и бодро — оно веселее, чем пешочком. И больнее. Тут вам не дома на диване — жесткая спортивная подвеска, которая даже на рыхлом снегу ретранслирует все мельчайшие неровности прямо на кости таза. И на мягкие ткани, но через несколько кругов рысью они таковыми не кажутся.

позитивная подпись После нескольких кругов тряски и попыток не свалиться под ноги веселяющемуся Дэнжероусу понимаю, что нужны новые вводные. И их дали мне! На ходу в стременах привставать-садиться, привставать-садиться. Получается, что двигаться надо как бы в противофазе движениям коня. Так биться об седло будешь не на каждой кочке, а через одну.

Процесс езды рысцой по утреннему морозу — штука дюже веселая и жизнерадотсная. Особенно, когда первый раз. Конь пляшет и периодически вязнет в рыхлом снегу, бросить бы узду и держаться только за седло, а нельзя — как его затормозить-то? Так что и за узду держишься, и за седло хватаешься, и за гриву его, на ветру вьющуюся. А Дэнжероус знай себе — скачет и куражится на свежем воздухе!

Вариация на тему роллс-ройсовского «Духа экстаза». Конь моего восторга не разделяет и в этот момент очень хочет к маме — в Чехию.

Но, знаете, что? Это все дьявольски здорово! Когда по чуть-чуть приходит чувство контроля, когда начинаешь помаленьку понимать характер животного, когда ты на ходу чувствуешь от него тончайшую обратную связь, ощущаешь, как под тобой играет каждый его мускул! И при скорости едва ли в десяток километров в час кайфа больше, чем иной раз от 200 и выше. Все потому что у 500 лошадиных сил душа есть, увы, не всегда. А у одной она есть точно.

За тестового коня благодарим КСК «Будущее России»

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский