Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля открыли пензенские артисты На суд жюри фестиваля был представлен спектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля открыли пензенские артисты

13 мая 2014, 17:16
Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля открыли пензенские артисты
Фото: портал ВТамбове
На суд жюри фестиваля был представлен спектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Театральный фестиваль имени Николая Рыбакова продолжается. Первый день конкурсной программы, когда жюри оценивает игру актёров, подготовил для зрителей удивительный по степени своего воздействия спектакль. Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского привёз на тамбовскую сцену ярчайших персонажей мастера русской прозы и автора известнейших сатирических произведений Салтыкова-Щедрина. По его роману «Господа Головлевы», который увидел свет в 1870-1880 гг., режиссёр-постановщик Дмитрий Петрунь поставил семейную хронику в двух действиях. Спектакль вышел не так давно — премьера состоялась 14 сентября 2012 года. Надо отметить, что сам Пензенский театр является одним из старейших в нашей стране. Свой первый сезон он открыл еще в ноябре 1793 года.

Прежде чем зрительный зал погрузился на два с лишним часа в перипетии сюжета, на сцену вышел главный судья фестиваля актер Государственного академического Малого театра России, народный артист России Виталий Коняев. Он представил своих коллег и пожелал удачи актерам. В составе актеров Пензенского театра на премию «Актриса России» номинирована заслуженная артистка России Галина Репная, которая в этот вечер играла роль Арины Петровны Головлёвой.

Свет погас, а меловая доска возвестила о том, что зрители находятся в имении Головлево, где и разворачиваются основные события. Даже те, кто не знаком с оригинальным текстом романа сразу же узнают типажи: глава семейства со странностями, его жена, которой пришлось взять на себя заботу о доме, братья (любимые и нелюбимые) и их соперничество. Все эти вневременные образы живут во времена помещиков и крепостных крестьян, которых в семействе Головлевых насчитывается 4 тысячи. Довольно ощутимое материальное богатство, конечно, сказывается на поведении героев. Необходимость следить за столь большим хозяйством сделала Арину Петровну Головлёву властной женщиной, которой никто не смеет сказать и слова против.

«Арина Петровна - женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет?»

У хозяйки дома есть трое сыновей — Степан, Павел и Порфирий. Если сильно упрощать, то можно вспомнить традиционное «у отца было три сына...». Степана мы видим изгоем семьи. Он продал дом, подаренный матерью, и возвращается в семейное гнездо. На фоне этого и завязывается основное действие. Другие два брата уговаривают его отказаться от прав на наследие. Вскоре зрители видят его драматическую смерть.

Спектакль, как и книга, разделён на главы. С завершением первой повествование переносит зрителя на десять лет вперёд. Становится заметной постепенная моральная деградация и упадок семейства. Если в самом начале это в общем-то обычное родовое имение со своими странностями и проблемами, то теперь уже нечто тёмное нависает над всем родом. Отчасти это тёмное воплощается в образе брата Порфирия, который с детства носил кличку «иудушка». Теперь он владелец имения Головлево, а его брат Павел при смерти и живет вместе с матерью в деревне. Порфирий цинично уговаривает его поскорее отписать свой капитал в наследство.

Дальнейшее развитие действия лишь усугубляет все то, что наметилось ранее. Смерти следуют одна за другой и во многом в них виноват нынешний глава имения — Порфирий. Его скупость и нравственное разложение уже не знают границ. Все это, конечно, сказывается и на нем самом. В конце спектакля на сцене дряхлый старик в лохмотьях, который хоть и обладает огромным богатством, но полностью отвержен всеми. Он мёртв морально и спектакль завершается тем, что все его умершие родственники приходят за ним. На пороге между жизнью и смертью он задается вопросом о том почему же так случилось, что целый род вымер из-за него?

Сложная социально-психологическая драма дает довольно простой и понятный жизненный урок. «Дела семейные...» окружают каждого из нас и, конечно, многие ситуацию остаются актуальными и в наше время.

«Фотографии: Денис Иванов»