16 мая 2014, 16:08

Белый дым вишневого сада

Белый дым вишневого сада
Фото: Александр Устинов
Похоже, на нынешнем Рыбаковском фестивале уже сложилась определенная традиция — почти все конкурсные постановки посвящены проблеме разрушения и крушения людских судеб на перепутье исторических дорог. Причем, сами герои этих маленьких трагедий себе это разрушение и устраивают в назидание нам, их уже далеким потомкам. Такова классика русского театра, который все же не развлекал, а заставлял думать, переживать и снова думать.

По крайней мере, наши гости-участники привезли спектакли, каждый из которых — целая трагедия поколения. Вслед за гоголевскими «Господами Головлевыми» и горьковскими «Зыковыми», которые стали «Грехом», настала очередь драматургической «тяжелой артиллерии» – чеховского шедевра всех времен и народов «Вишневый сад». Представил постановку на суд компетентного жюри и взыскательного зрителя Нижегородский государственный академический театр драмы имени М.Горького. Театр именитый, как и сам город, положивший начало театральным фестивалям в России. Так что не случайно на сцене на фоне грандиозных декораций, предстало целое созвездие Заслуженных артистов России, один из которых — Сергей Блохин, исполняющий роль Лопахина, заслуженно претендует на звание «Актер России» по итогам Рыбаковского театрального форума.

История о гибели вишневого сада и конце эпохи рафинированных обитателей расположенных под сенью его имения, известна всем, как говорится, со школьной скамьи. Но на то он и Чехов, что все в нем гораздо глубже, и совсем не укладывается в официозные трактовки школьного учебника литературы. А главное – дает простор для творческого полета фантазии режиссера. Если, конечно, режиссер ей обладает, чего столичному постановщику спектакля Валерию Саркисову не занимать.

Сама сцена здесь выстроена не традиционно в виде обстановки барского дома, который, как ни печально, будет продан за долги, а представляет собой своеобразный зрительный зал со стульями, где персонажи наблюдают на экране картины своей счастливой жизни. Почему только на экране? Да потому что вся эта жизнь уже в прошлом. От нее остались одни осколки, и их уже не собрать, несмотря на искреннюю радость возвращения в родные пенаты главной героини Раневской. Она добрая и щедрая, только денег у нее уже нет, и как их получить она не знает, да и не хочет знать. А сладкая и безмятежная музыка в стиле рэг-тайм начала прошлого века только подчеркивает надвигающуюся грозу.

Классическая «лопнувшая струна» как бы делит жизнь обитателей усадьбы на две часвти. Они вдруг оказываются потерянными, растерянными, хотя «новый русский» тех времен Лопахин все время напоминает им о продаже имения и предлагает выход, которого никто не слышит. Уж слишком грустный выход — продажа вишневого сада под дачи.

Ожидаемая развязка как будто застает всех врасплох. Школьные учебники обычно трактуют покупку вишневого сада Лопахиным, как цель и вызов героя — ведь его отец был у этих господ крепостным. Но Лопахин в исполнении Сергея Блохина сам удивлен своей покупке. Он и не собирался покупать вишневый сад! У него нет зависти к этим господам, он их жалеет, удивляется их непрактичности и искренне хочет помочь. Но нельзя изменить людей, время которых ушло...

Этот Лопахин удивленно вспоминает эпизоды только что состоявшихся торгов — он купил сад, сам того не желая! Так вышло. Так должно было выйти... Это очень сильный ход режиссера и очень тонкая работа актера. И это тот же Чехов, где не изменено ни слова.

И вот огромная люстра опущена, стулья сложены друг на друга и «зрительный зал» опустел. Только на экране остались наивные кадры немого кино — дамы в кринолинах, господа в котелках, изысканные манеры, безмятежный рэг-тайм. Скоро погибнет «Титаник», грянет мировая война и придет революция. Сменится эпоха. Лучше ли стало?.. Зрители, устроив гостям благодарную овацию, расходились в задумчивости...

Виталий ПОЛОЗОВ