Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Панцирь носим как рубашки: смотрим, что с «Черепашками-ниндзя» годы сделали Пропитанный мутагеном вечный сюжет про черепах, крысу и клан стопы стряхнул вековой налет нафталина и штурмует российские кинотеатры. Наши партнеры только что оттуда. Имеют мнение.

Панцирь носим как рубашки: смотрим, что с «Черепашками-ниндзя» годы сделали

8 августа 2014, 10:30
Панцирь носим как рубашки: смотрим, что с «Черепашками-ниндзя» годы сделали
Фото: Кадр из фильма, пр-во Paramount Pictures
Пропитанный мутагеном вечный сюжет про черепах, крысу и клан стопы стряхнул вековой налет нафталина и штурмует российские кинотеатры. Наши партнеры только что оттуда. Имеют мнение.

В детстве я был «Леонардо», а Серега — «Майки»: шутил не к месту. В ту пору свои «Лю Канги», «Саб Зиры» и «Донателло» водились вообще в каждом дворе. В нашем еще пробегала некто Лара К., но годы стерли ее следы. Говорят, она теперь большой волейболист.

Я с трудом представлял, что детей поколения «лицом вниз», выросших в эпоху «мультитачей» и изобилия всего, всерьез заинтересует сюжет про четырех друзей-тинейджеров. Тем более не думаю, что они оторвутся от своих планшетов и побегут ломать окрестные деревья на «бокены» и «катаны» после просмотра этого фильма. Он вообще — во многом несколько не для них. Не случайно премьера приурочена к 30-летнему юбилею франшизы.

Зачем? Ну, Голливуд на почве кризиса идей регулярно откапывает старые сюжеты, многие из которых с годами не тускнеют, но для молодого поколения представляют, скорее, академический интерес.

А сюжетец-то забористый! Напомнить? Четыре черепахи выросли и приобрели гуманоидные черты под воздействием неизвестной зеленой жижи, после чего обучились искусству ниндзя у такой же вымахавшей крысы, живущей в канализации, и сообща прямоходящие пресмыкающиеся и грызун борются с закованным в броню сумасбродным самураем и его «Кланом стопы». В советское время за такие сюжеты выписывали галоперидол дважды в день после еды. Да и сейчас не мешало бы.

Общая сюжетная канва осталась неизменной. Равно как и характеры персонажей: занудный и решительный Лео, капризный и эгоистичный Раф, инфантильный Майки и заучка-Дон, которого в фильме изуродовали больше, чем он того заслуживает.

В киноадаптации (аве сценаристам) характеры героев получили нужную степень глубины. Там, где мультяшные черепашки были зачастую схематичны, а суть их отношений обозначалась штрихпунктирной линией, появились мысли, чувства, души, если угодно. И выводы, полезные детской аудитории: о дружбе, чести, совести, эгоизме. Тема вечная, адаптация хорошая.

Дизайн персонажей в фанатской среде вызывал самые бурные споры, но даже они не могли представить, что все будет так плохо. Создатели фильма, видимо, стремясь отойти от комиксо-мультяшной сути истории, сделали черепах в меру натуралистичными и детализированными. В итоге они напоминают то ли прокаженных в запущенной стадии, то ли инвалидов фукусимской аварии.

Как минимум спорен дизайн антагониста — Шредера. Ощущение, что Майкл Бэй, который тут числится продюсером, все никак не может закрыть тему трансформеров. В интерпретации дизайнеров Шредер облачен в нечто среднее между доспехами самурая и Оптимуса Прайма с набором швейцарских ножей на каждой руке.

Странный дизайн героев, к счастью, единственный серьезный недостаток фильма. Вторым отчаянно пыталась стать Меган Фокс, но ее, как всегда, бездарные ужимки вуалируются общей феерией происходящего.

Если большинство голливудских блокбастеров последних лет можно сравнить с прерывистым дыханием астматика, то «Черепашки-ниндзя» — это единый выдох. Развитие сюжета идет динамично, линейно и равномерно, без провалов и пауз и без ступора как бы драматических эпизодов. Тут не будет как в третьем «Железном человеке»: полчаса пустых разговоров с пятиминуткой экшена, который внезапно обрывается очередной тягомотиной минут на 20. Нет, создателям этого фильма хватило чувства меры. Вся история выдается одним выдохом.

В «Черепашках» всего в меру: подросткового юмора, курьезных сценок, отсылок к массовой культуре последнего десятилетия, диалогов и флешбэков. Майки не успевает надоесть идиотизмом, а Рафаэль — капризами. Там, где надо поставить точку или резко оборвать действие кратким тире, — оно обрывается. И начинается такой забористый экшен, что куча боевиков последней трехлетки разом теряют свою привлекательность.

Как и во всем, в экшене всего хватает и ничего лишнего: задора, драйва, разнообразия. Компьютерная картинка неразрывно переплетена с отличными каскадерскими трюками, все это сдобрено отменной операторской работой и талантливым монтажом. Никаких рваных планов и мельтешения конечностей — эти дешевые приемы позволяют симулировать «эффектность», по сути являясь халтурой. В «Черепашках» все по-взрослому: длинные планы в изобилии, они густы и содержательны, картинка красочная и сочная, действие насыщенное и фееричное.

3D делает свое дело и не выходит за рамки: там, где нужно, подсвечивает и без того эффектные моменты, но не мозолит глаз в остальных сценах. До кучи музыка — к месту, юмор — в тему, хронометраж — в меру. Час сорок чистого времени пролетают незаметно и не оставляют ощущения впустую потраченных денег.

За скобками остается еще один вопрос: для кого все это? Для категории «до 30 и старше»? Судя по очень живой реакции детской части зала, история про зеленых борцов за правду актуальности своей за последние 20 лет ничуть не потеряла.

Оттого категорически рекомендую картину к просмотру всей семьей ли, в компании ли ностальгирующих друзей. Юные таланты. Та-та!

Кирилл ЗАЙЦЕВ