15 августа 2014, 11:57

На «Атмановских кулачках» представят традиционные народные костюмы

На «Атмановских кулачках» представят традиционные народные костюмы
Фото: архив «Атмановских кулачек»
27-30 августа в селе Атманов Угол пройдут игры «Атмановские кулачки».

Вновь бойцы выйдут в Успеньев день померяться силой и удалью. Полномасштабную картину возрожденного старинного праздника помогут представить традиционные народные костюмы.

Сохраняя уклады

Атманов Угол – село лесное, которое в отличие от своих степных соседей, испокон веков придерживалось своеобразной традиции, уникальной не только в общероссийском, но и тамбовском этнокультурном пространстве. Здесь дольше, чем в других местах, сохранялся традиционный уклад жизни с его ремеслами, обычаями и привычками.

Ткацкие станки и разнообразные приспособления для возделывания и обработки льна и конопли до сих пор хранятся у местных хозяек под рукой и в рабочем состоянии, – рассказывает руководитель Центра культурной антропологии ТГМПИ им. Рахманинова Людмила Евтихиева. – А вот в соседних селах их давно побросали на чердаки и в удаленные уголки амбаров и сараюшек. Домовитые хозяюшки до сих пор бережно хранят в фундаментальных «укладках», то есть сундуках, старинную одежду, позволяющую представить себе яркие картины прошлого.

Вот как, например, обычно выглядел мужчина-атмановец: рубаха-косоворотка, подпоясанная кушаком, и портки из пестряди. Ворот-стоечка, как правило, украшала вышивка крестом, стебельком, где преобладали растительные мотивы.

Если в старину рубаху шили из домотканого холста, то уже в конце позапрошлого века на смену ему приходит ткань серпинка и шелк.

На праздник рубаха подпоясывалась чаще ремнем, реже – подпояской, плетеным из шерстяных крашеных нитей поясом, – продолжает Людмила Юрьевна. – Образ деревенского модника завершал картуз с козырьком, украшенный настоящим или бумажным цветком.

Бойцовая рубаха

Особое место в традиционном мужском костюме занимала специальная бойцовская рубаха, которую посчастливилось отыскать участникам экспедиционных исследований. Она представляет собой тунику из «конопного» (из конопли) холста, под мышкой – вставки-ластовицы из квадратов, крашеных мареной – природным красителем. Выразительны декоративные швы, скрепляющие части изделия: над «живой ниткой» черным по белому надстраиваются пирамидки, образованные тремя стежками низа и одним стежком верха.

Случайных узоров и лишних украшений в традиционной одежде не было. Горловина рубахи и вертикальный разрез сбоку обшиты по периметру крашениной – крашеным домотканым полотном. Граница между крашениной и белым краем горловины украшена вышивкой черными нитями в технике «роспись». Мотив вышивки – так называемые «солярные знаки», символизирующие солнце.

Бойцовская рубаха надевалась на нижнюю. Атмановцы не подпоясывали ее кушаком, когда выходили на бой. Старожилы вспоминают, что на кулачки бойцы приходили в шапках-картузах, сапогах и поддевках (это разновидность длинной мужской верхней одежды). Поддевки для удобства перед боем скидывали. Известен и другой обычай – накануне кулачек боец обматывал запястье красной шерстяной нитью, укрепленной крестообразно завязками-узелками.

Атмановские модницы

Принаряжались на праздник и женщины. Девицы носили сарафан-китайку, бумажную рубаху-«тушку» с пышным рукавом, украшенным кружевом или шитьем, занавеску.

Замужние женщины носили домотканую красную юбку с вертикальными желтыми, зелеными, белыми полосами, с бейкой по подолу и шнурком на талии. Вместе с юбкой носили конопные рубахи с многочисленными украшениями – прошвами, ситцевыми вставками, декоративными пуговицами, лентами.

Панева местному населению известна как женская одежда соседних с Атмановым Углом сел.

Особое внимание уделяли модницы головным уборам.

Разнообразны платки и шали, которые носили в этих местах, – говорит Людмила Юрьевна. – Самым дорогим платком считался «репесовый», из голубой, синей, фиолетовой парчи. «Дорогой», «заграничный», «жаркий» платок был шерстяным, его покупали на ярмарках в Моршанске и других городах. Местной традиции известны также платки со своеобразными названиями: «па чернай зямле», «па пяску», «па глини». Выходной верхней одеждой служила плисовая корсетка со сборушками на отрезной баске.

Боярское колесо

Кстати говоря, свои таланты атмановские ткачихи посвящали не только изготовлению и украшению одежды. О том, как бережно здесь хранилась древняя традиция ручного ткачества и вышивки, говорят обрядовые полотенца и дорожки-половики.

Уникальны погребальные полотенца, которые содержат мотивы: «ель», «гриб», «заяц», «шишка» и другие, – говорит Людмила Евтихиева. – Обязательным мотивом погребального полотенца является «боярское колесо», представляющее собой солярный знак. Отметим, что с подобными полотенцами исследователь нечасто встречается, так как ни за какие деньги носительницы традиции не соглашаются их продавать или дарить: «со мной пришло, со мной и уйдет». Чужим также могут не показать такое полотенце. В день прощания с покойным весь дом наряжают в белое: столешницы, полотенца, занавески, готовят белые дары (платки, полотенца, платочки).

Кстати, символ «боярское колесо» в местной традиции носит особый статус. Об этом свидетельствует тот факт, что на Успеньев день, то есть в день кулачек, в Атмановом Углу жители собирали курагод – большой хоровод, который также называли «боярским колесом».

Этот орнаментальный мотив был обязателен для погребального полотенца, а значит, был неразрывно связан со смертью. Однако он всегда соседствует символам «древа жизни» и «хризмы» (монограмма имени Христа).

Соседство таких противоположных символов на бойцовской рубахе («солнце» и «волк»), как «боярское колесо» (мотив солнца) и «хризма» (мотив Христа – как мотив воскрешения и вечной жизни) – это живой след древнего славянского мировосприятия, где фольклорные и христианские мотивы тесно переплетаются, – подводит итог Людмила Евтихиева. – И особенно ярко это можно видеть на примере традиции Успеньева дня, славящего восхождение Богоматери ко Господу. Символичен факт, что особо чтимая в местном храме Донская икона, явившая чудо на Куликовом поле, в древнем своем списке на оборотной стороне имела изображение Успения, тем самым соединяя бренный мир с вечностью.

Сергей ДОРОВСКИХ

Фото: архив «Атмановских кулачек», архив портала ВТамбове