11 сентября 2014, 17:31

Урок жизни от «Школы современной пьесы»

Урок жизни от «Школы современной пьесы»
В Тамбове завершились гастроли известного московского театра.

И завершились они самым первым спектаклем, что двадцать лет назад стал премьерой, с которой новоиспеченный тогда театр «Школа современной пьесы» вышел к зрителям. Им стала постановка пьесы Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине». Тогда спектакль произвел почти фурор, и вот теперь тамбовчане, благодаря гастролям, организованным Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности в рамках госпрограммы «Болшие гастроли – 2014», смогли по билетам за вменяемые цены увидеть этот спектакль на сцене нашего драматического театра. Фурора не было, но искренних аплодисментов хватило на всех.

Правда, нынешний вариант истории про мужчину и женщину стал своеобразным ремейком на знаковую премьеру, и это режиссер театра Иосиф Райхельгауз не скрывал. Почему? Время идет, техника театра развивается, материальное положение улучшается, и появилась возможность применить новую сценографию, разнообразить реквизит, ввести новые персонажи и даже изобразить прямо на сцене настоящий дождь, заставить реально литься воду из крана на сценической кухне, и даже повеять на зрителей реальным холодом осеннего ветра, что врывается в окно по ходу спектакля.

Но это все, наверное, «мелочи жизни». А главное — нельзя повторить игру супер-дуэта Любови Полищук и Альберта Филозова в ролях Женщины и Мужчины. И, похоже, спектакль делался именно под них и возымел успех исключительно благодаря им. Точнее, они его сделали.

Ведь, по сути — на сцене самая банальная история. Нет, совсем не та «История любви» на мелодию Франсиса Лэя, что звучит музыкальным фоном спектакля. Здесь просто «пришел мужчина к женщине» в обычную отечественную квартиру. Пришел по договоренности и обоюдному согласию с самой банальной целью — познакомиться ради «совместной жизни». Правда, мужчина какой-то странно-недоделанный — он никак не может решиться на то, зачем пришел. Суетится, боится сесть рядом с симпатичной претенденткой на «совместную жизнь», чудаковато мельтешит, заикается — короче, перед нами типичный недотепа, и это должно быть смешно.

Но по ходу дела они, конечно, находят общий язык, несколько раз ссорятся, мирятся, потом снова ссорятся, наконец, когда Он окончательно собирается уйти, Она все-таки его возвращает согласно предсказуемому хэппи-энду. Вот, собственно, и все. Как в обычном сериале. Нормально, житейски, бесхитростно, близко. Но...

Но чего-то в этом во всем не хватает. Необычности, неожиданности, нереальности романтики, давно потерянной в убивающем быту, а может просто не банальности. И не спасают почему-то ни реальные декорации, во всех тонкостях воспроизводящие мельчайшие атрибуты современной квартиры. Ни даже безмолвные образы других параллельно существующих на сцене пар — Художника и Модели, Скрипачки и Аккордеониста, вживую играющих ту самую «Историю любви» Франсиса Лэя.

А может просто не хватает тех самых неповторимых Любови Полищук и Альберта Филозова. Так бывает — спектакль делают очень конкретные неповторимые актеры. Это совсем не значит, что другие хуже. Просто это, наверное, очень конкретный актерский спектакль.

К сожалению, нам не удалось и никогда уже не удастся увидеть этот дуэт на сцене. А потому получилась, очевидно, немного другая история. Но это тоже история любви. Пускай и не по Франсису Лэю...

Виталий ПОЛОЗОВ