17 сентября 2014, 13:05

Путешествие на мопедах. Конец 90-х годов. Путевые заметки

Путешествие на мопедах. Конец 90-х годов. Путевые заметки
Фото: Александр Карпук
В конце 90-х годов тамбовский велоконструктор отправляется со своей женой в небольшое путешествие на мопедах. Об этом он составил подробный отчет, который любезно разрешил опубликовать порталу ВТамбове.

Заметки записаны, как говорится, по «горячим следам», сразу после похода-путешествия, чтобы оставить основные события жизни не только в своей памяти.

Анализ и понимание многих процессов, может придти, (да впрочем, и пришёл) позднее, а тут важно перенести события на бумагу. Любым доступным способом. У меня под рукой была пишущая машинка, ею и воспользовался. А сейчас «прогнать» через сканер и распознаватель помог Виктор и вот уже готовый к чтению компьютерный текст. При правке текста старался как можно меньше чего-либо менять, по сравнению с оригиналом. Если появится желание написать комментарии, они пойдут отдельной главой.Приятного прочтения всем интересующимся.

Маленький розовенький поросеночек с кукольным пяточком в точ¬ности как у Хрюши из - детской передачи «Спокойной ночи малыши» почему-то в ошейнике с огромным красным бантом, прыгал вокруг меня на задних ногах, постукивая копытцами и умильно заглядывал мне в лицо. Со странным ощущением, что эта маленькая симпатичная зверушка все-таки подложит мне большую свинью, я проснулся.

Сегодня был день отъезда. Валяться было некогда. Все вещи были упакованы еще вчера, оба наших мопеда отрегулированы, обкатаны. Маршрут давно известен, по нему мы уже проезжали не раз. Супруга в этом году училась на права и много тренировалась на мотоцикле. Еще осенью мне привезли из Москвы специальное двухтактное масло МТД-14, все топливо приготовлено с ним.

Упаковать технику дело привычное и не заняло много времени: для каждой вещи уже давно есть свое место. На заправках начались перебои с бензином и мы решили взять топлива из расчета чтобы нам его полностью хватило в один конец.

Дополнительный бензин заливаем по полутора и двух литровым бутылкам и рассовываем по всей технике. Продукты из расчета на пять дней берем с собой, хлеб будем покупать в дороге.
Итак, все упаковано, вешаю на шею фотоаппарат и мы готовы ехать.

Техника у нас – два мопеда первой половины 70 годов, но, естественно, модернизированная: на Риге - 12 стоит другой бак - от старого «Минского» на целых 9 литров и другие задние амортизаторы: от Восхода-ЗМ - стало повыше и не раскачивает на кочках.

Верховина - более чем вольная-комбинация узлов и деталей Львовс¬ких мопедов разных лет выпуска. Рама передняя вилка, красивые глубокие хромированные крылья, багажник - от Верховины-5, двигатель – Ш-58, подножки водителя, задний маятник в сборе с колесом и сидением от Карпат, задние амортизаторы- от Восхода-Зм.

На обоих мопедах сзади прикреплены удобные багажные сумки. На Риге груза побольше и размещен он удачнее - тут заслуга большого плоского и низкого бензобака: на него удобно кладётся вещмешок с палаткой, а сверху - большой рюкзак со всякими мелочами, которых всегда набирается много и причем в последний момент перед отъездом.

Погода хорошая, солнышко, немного, правда, прохладно. Тронулись. Сразу выходим за город и по кольцевой дороге выходам на трассу. Оля держит скорость на уровне 30-35 км/ч маловато, конечно, но со временем разойдется.

Все шло хорошо слишком хорошо, но поросеночек уже приготовился пока¬зать свой свинский характер. Через некоторое время останавливаемся у обочины немного размяться и попить. Технику, естественно, ставим на подножки. Но волна воздуха от проезжающего мимо большого грузовики просто роняет Верховину на бок.

Быстро ее поднимаю: сломан силуминовый рычаг переднего тормоза. Не смертельно, но и приятного мало. Хотя тормозить маленьким обломком все равно можно. Трогаемся дальше Километров через 5 устраиваем привал - надо перекусить. Больше для интереса, чем из необходимости, решаю дозаправить технику.

Результаты заправки просто ставят в тупик: расход горючего у Риги - немного более литра, а у Верховины - почти три! Но такого просто не бывает, чтобы одинаковые моторы по оди¬наковой дороге, с одинаковой нагрузкой так различались по аппетиту! В раздумьях, с бутербродом устраиваюсь под деревом.

Тут Оля спрашивает меня, почему я не вытер бак после заправки, но я-то его вытирал. Подхожу - действительно: весь бак снизу – влажный от бензина. Вытираю и опять вижу растекающийся по баку и раме бензин.

Так, приехали, в ушах раздается радостное повизгивание и похрюкивание, большая свинья уже есть. У меня Верховина одного из первых выпусков, ушки крепления бака к раме сделаны на баке с использованием контактной сварки, которая после падения мопеда на дороге дала несколько трещин. В мое оправдание можно сказать только одно - я никогда не встречал баков с таким креплением, а когда такие мопеды ездили, я еще играл в песочнице.

Сразу же слили бензин из бака, сидим, думаем что делать? Впереди еще почти пятьсот километров, лето, жара, мотор с контактной системой зажигания. Так ведь и сгореть недолго. Впереди через несколь¬ко километров будет красивое место, в котором мы уже несколько раз останавливались. Дубовая роща, рядом небольшой ручеек и очень неудобный подъезд (для машин), что еще нужно для полного счастья? В дубах мало комаров, вода под боком и умыться и приготовить ужин и завтрак, а плохие дороги – почти гарантия от непрошеных гостей. Решаем добраться туда и что-нибудь придумать.

Заливаем в бак бензин, чтобы он не доставал до трещин и трогаемся дальше. Бензина вошло чуть больше полулитра, но ехать можно. По раме уже не течет.

Итог дня: прошли около 95 км. Мало. На первый день уже не успеваем. Вечером и утром пытался что-то сделать с баком, снаружи не подлезешь, а изнутри пытался мылом (читал про такой способ в воспоминаниях шофёров) – постоянная вибрация, не помогает. Пробовал залить трещину клеем «Момент» - не получилось хорошо обезжирить трещину и течь продолжилась.

На дорогу вышли ближе к обеду, постараемся все-таки доехать. Течь практически не чувствуется, а в остальном техника полностью исправна.

С утра солнечно, настроение бодрое, уже и Оля стала прибавлять газу, теперь идет 40 иногда разгоняется до 45 км/ч. На посту Милиции на границе области нам улыбаются, желают счастливой дороги.

Скоро Оля говорит, что ее мопед стал плохо тянуть. Этого только не хватало! Ну при плохой тяге осмотр двигателя начинается с колес: так и есть, заднее колесо спустило.

Проверил сразу же - нет ли гвоздей в покрышке, может быть просто ниппель? Такое иногда бывает. Проверяю ниппель, накачиваю колесо. Но чудес не бывает - километра через два колесо опять спускает.

Пора ремонтироваться. Клеим камеру. На ремонт уходит около двух часов. Оля теперь держит скорость около 45 км.

Интересней наблюдение заправки встречаются все чаще, а цены у них все ниже. Проезжаем указатель – «Липецк» дорога узкая, на обочине крупный щебень. До этого «дальнобойщики» встречались редко, но после поворота на Липецк и на Воронеж огромные грузовики полезли на дорогу, как бегемоты из притока Нила. Скорость сразу же упала: теперь с трудом удавалось держать 30 км на спидометре.

Несколько раз нас просто сдувало с доро¬ги. Изрядно уставшие мы присели отдохнуть на автобусной остановке. Открываю карту: скоро Ряжск. Времени скоро будет 6 вечера, мимо, постоянно отдавая нас ветром и пылью, проносятся огромные грузовики. За сегодня мы опять прошли всего лишь около 100 км. С такими темпами на слет мы уже не попадаем, для меня столь низкие темпы движения были откровением.

Честно говоря, я рассчитывал делать в день никак не меньше 200-250 км. Мой личный рекорд за день на мопеде – около 360 км по реальной дороге, практически на другой конец области. И что меня еще больше поразило - мы на веломобилях за то же время проходили такое же расстояние Т. е. примерно за 6 часов около 90-100 км, причем со снаряжением!

Становимся на ночевку около речки, подходы к воде очень неважные, сама вода мутная. Около воды небольшая полянка подальше от дороги, но трава на этой полянке – чертополох и все покрыто толстым слоем ила, пыли от недавнего разлива.

Но птицы совершенно не пуганые, их очень много. И да, наконец моя любимая овсяная каша на сгущенном молоке и с кубиками сыра в ней, на фоне великолепного заката возвращают благо¬душное настроение.

Примерно в половине четвертого нас разбудил... это трудно передать словами... не галдеж, это - слишком тихо, не гомон, это слишком нестройно, а настоящий хор из птиц, который продолжался около получаса. После чего он стал постепенно распадаться на отдельные трели и затихать, как будто после встречи солнца птицы начали заниматься своими обычными делами.

Через некоторое время и мы вылезли из палатки и стали готовиться к отъезду. Оля пошла готовить завтрак, а я подтягивать цепи, раскладывать вещи на просушку и убирать палатку.

Спешить нам особо было уже не куда, возвращаться тем же путем не интересно и мы решили просто покататься по Рязанской и Тамбовской областям, стараясь выбирать наименее нагруженные дороги. А сначала все-таки завернуть в Ряжск. По карте от места нашей ночевки прямо до Ряжска шла второстепенная дорога.
Пейзаж вокруг радовал глаз сплошными березовыми посадками, небольшими полянками полными цветов.

Прекрасный асфальт, прямая дорога, полное отсутствие машин, хорошее настроение сделали свое дело, и Оля потихоньку стала выкручивать ручку газа под 50 км. Тут нужно воздать должное прекрасному специальному двухтактному маслу МГД-14: никаких следов перегрева двигателей не было. Если цилиндр Риги изредка и шипел, то у Верховины цилиндр и головку я покрасил черной «МЛкой» и даже после длительной езды по траве, по лугу на первой передаче цилиндр не перегревался.

Около 10 км проскочили совершенно незаметно, внезапно деревья с двух сторон дороги расступились и мы выехали на небольшую площадку: дома, улицы все это очень напомнило те деревни, через которые мы сегодня проезжали.

Подъезжаю к местному жителю, занимающемуся посреди площадки мотором от машины, и спрашиваю, как проехать в Ряжск. Он поднимает на меня удивленный взгляд, внимательно оглядывает мое средство передвижения и спокойно сообщает мне, что я уже в Ряжске. И, махнув рукой в сторону центра, продолжает заниматься своим делом. Проехав немного, начинаем понимать, что так можно и совсем проскочить город, не заметив его. Останавливаемся около магазина, Оля пошла за хлебом, а я остаюсь около техники. В городе довольно много мотоциклов, я от них на трассе уже начал отвыкать. Подходят местные ребята и пытаются достаточно безуспешно определить марку нашей техники.

Оля купила в магазине еще и вкуснейший шербет. Вообще ее появление на дороге вызывает почему-то у водителей и тем более пешеходов шок. Некоторые просто смотрели на нее остановившись посреди дороги и открыв рот.

Сфотографировались у местной достопримечательности – «Вечного огня» и поехали дальше. Причем, движение по второстепенным дорогам доставило настоящее удовольствие: и машин меньше и асфальт лучше и пейзаж интереснее.

На четвертый день мы уже частенько шли 55-57 км бок о бок на дороге! Но дольше двух часов на нашей технике ехать (не в смысле на отечественной, а на той, которая у нас – а это уровень 60 годов, да и то не самых лучших образцов) нельзя – все затекает и надо отдыхать, сделать зарядку, размяться.

В принципе, путешествовать можно на всем, было бы желание и предварительная тренировка и всегда нужно помнить, что чем больше группа, тем медленнее она идет.

Александр КАРПУК

Источник: velomobil-tambov.ru