Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
«Чайка» над Цной Тамбовский драмтеатр открыл сезон премьерой суперклассики.

«Чайка» над Цной

19 сентября 2014, 15:08
«Чайка» над Цной
Фото: портал ВТамбове
Тамбовский драмтеатр открыл сезон премьерой суперклассики.

На этот раз жаждущие творческого размаха актеры нашего драмтеатра под руководством известного столичного режиссера Аркадия Каца замахнулись не просто на самого Чехова, а на его самую продвинутую, загадочную, мистическую и трагическую пьесу, которую он почему-то назвал комедией.- бессмертную и всевременную «Чайку». Аркадий Кац считается неслабым специалистом по Чехову, он ставил все его пьесы, а тамбовские актеры его так вдохновили, что «Чайка» стала главной премьерой нового 228-го сезона тамбовского театра.

«Чайку» в России и не только ставили часто, даже слишком часто, но при этом некий мистический страх перед постановкой охватывает каждого режиссера, который за нее берется. В Тамбове на это решился один из самых известных и авторитетных постановщиков в России и при этом Народный артист Латвии (!) Аркадий Кац. В Тамбове он впервые, и наш театр стал для режиссера чистым листом бумаги, на котором он с помощью красок-актеров мог творить совершенно свободно, смело и, что называется, без оглядки. Однако мэтр остался верен классическим приемам, не стал использовать авангардный свет, современные психоделические конструкции в декорациях, и не прогадал. Пьеса тронула за живое при минимуме декораций, но при максимуме человеческих эмоций. Они не хлестали через край, но приникали в души зрителей подспудно, заставляя чувствовать и переживать вместе с героями, за героев, за самих себя. Куда-то исчезла и будто растворилась толща времени величиной больше чем в век, и каждый почувствовал на себе его дыхание, которого мы за обыденной суетой привыкли совсем не замечать.

Казалось бы, обычная для Чехова история крушения устоявшихся человеческих иллюзий на рубеже веков. Молодой человек, мечтающий о карьере писателя и драматурга, ставит на импровизированной сцене угасающей деревенской усадьбы пьесу, где играет молодая девушка, мечтающая о карьере актрисы. История стремлений и история любви. И вроде все у них получилось. Молодой человек действительно становится писателем, почти культовым. А девушка получает судьбу актрисы. Но мечты обоих обернулись трагедией одиночества. Просто потому, что они не заметили любви, которую видит зритель, но ничем не может им помочь. А без этого успех оказывается крахом, с которым они вынуждены смириться, потому что не могут решиться. Решиться на преодоление устоев и условностей, с которыми они разьехались на поиски новой жизни из старой усадьбы, А новая жизнь пошла по-старому, разведя их к точке невозврата, где и прозвучал роковой выстрел. Тот, кто от тоски убил чайку, в конце концов убил себя. И не только...

Говорят, эта трагически психоделическая история заставляет актеров, вошедших в нее, но-новому взглянуть на жизнь. И если это удается донести до зрителей, то можно говорить о настоящем актерском счастье. Что интересно, аплодисменты раздавались периодически по ходу спектакля, зрители как будто ждали уже знакомых сцен, и осознавали их по-новому. Возможно, многие из них были на открытой сдаче спектакля еще летом, но теперь пришли снова, что-то тянуло их в эту мистическую атмосферу вроде далекой, а на самом деле очень нынешней нашей жизни. Что для «Чайки» совсем не удивительно. Возможно, кто-то найдет в любой ее постановке свои недостатки, но это ничуть не отменяет чеховскую магию, а она определенно гипнотизировала со сцены.

В финале зрители устроили актерам и режиссеру самые бурные овации. Здесь действительно каждый оказался на своем месте, пропустив образы через себя и потому здесь не было маленьких и больших ролей — это была «Чайка», где каждый из нас мог узнать себя. Хотя до конца проникнуть в замысел Чехова, наверное, просто невозможно. Его надо почувствовать, в нем надо раствориться и всмотреться в себя, глядя на сцену. И удивиться ужаснувшись...

После спектакля актеры, похоже, находились в легком шоке — мистика происходящего на сцене не отпускала, несмотря на овации и поздравления друзей и знакомых. Было видно, что голоса остаются где-то вокруг, а произошедшее еще надо, что называется, «переварить».

Сама же премьера открытия сезона совпала с юбилеем одной из примадонн Тамбовского театра актрисы Ирины Горбацкой, которая исполнила в спектакле роль актрисы Аркадиной. Что тоже символично. А кто-то говорит, что мистики в жизни не существует! Тем более, если на сцене по ходу пьесы разворачивается театр в театре. Что неожиданно оказывается нашей с вами жизнью...

Виталий ПОЛОЗОВ

Фотографии: Виталий Полозов