28 сентября 2014, 15:54

В Тамбове открылась усадьба Асеева

В Тамбове открылась усадьба Асеева
Фото: портал ВТамбове
27 сентября в День Тамбовской области открылась реконструированная усадьба конца 19-го – начала 20-го века купца Михаила Асеева.

На церемонии открытия присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, генеральный директор государственного музея – заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, губернатор Тамбовской области Олег Бетин, глава администрации города Тамбова Александр Бобров, заместитель главы администрации области Николай Горденков, председатель Тамбовской областной Думы Александр Никитин и другие представители власти.

Владимир Мединский выразил желание почаще приезжать в усадьбу Асеева. Также, по его словам, в проекте полное освоение грандиозного парка и строительство 18-ти фонтанов по образцу Петергофа.

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

Это будет жемчужина Черноземного региона. Второго такого дворцово-паркового комплекса не будет нигде в ближайшее время.

Олег Бетин отблагодарил министра культуры высшей наградой региона - нагрудным знаком «За заслуги перед Тамбовской областью» и Елене Яковлевне подарил золотую скульптуру тамбовского мужика.

Елена Кальницкая в ответ преподнесла небольшой шкафчик для курительных принадлежностей конца 19-го века, который повесят в кабинете Михаила Асеева, и Олегу Ивановичу – большую фотографию на террасе Монплезира в Петергофе на том месте, где стоял Петр I и смотрел в балтийские просторы.

Во время празднества по парку разгуливали люди в костюмах того времени, всадники на лошадях проезжали мимо дворца.

Инсценировали представление с хозяином усадьбы Михаилом Асеевым. В парке торжественно играл Губернаторский духовой оркестр.

Всю площадь перед домом запрудило огромное количество народа, среди которых виднейшие деятели науки и культуры, москвичи и тамбовчане, люди всех возрастов.

Общая сумма затрат на реставрацию памятника составила 401,5 млн. рублей; из них– 348,3 федерального бюджета и 53,2 млн. рублей областного. Работы по сохранению дворца, согласно сайту Министерства культуры РФ, велись с 2009 года. Осенью 2012 года здание выставило на торги ФГУП «Росразмещение». На тот момент дворец был уже почти отреставрирован за счет средств федерального бюджета. После возмущения тамбовской общественности и вмешательства Минкультуры России и Росимущества торги отменили. В июне этого года администрацией Тамбовской области создано областное государственное автономное учреждение культуры «Историко-культурный музейный центр «Усадьба Асеевых».

В сентябре 2014 года дворец Асеевых общей площадью 1646,4 кв. м. передали музейному комплексу в безвозмездное пользование.

По словам Елены Кальницкой, усадьба Асеева позволяет оглянуться на целые пласты русской истории.

- Это усадьба 19-го века, но вместе с тем она охватывает и развитие капитализма, промышленности, удивительную проблему воссоздания музеев в России, которую можно проследить в первой открывшейся сегодня выставке Анатолия Шеманского, чья деятельность практически спасла Петергоф, - рассказала Елена Кальницкая.

Краткая справка: Анатолий Шеманский родился в 1904 году в Тамбове, окончил здесь в 1919 году трудовую школу, работал заведующим Тамбовским художественным музеем, в 1922 году поступил в Петроградский университет на факультет общественных наук и окончил его по музейному циклу через четыре года. В 1928 году его назначили заместителем директора по науке музея «Петергоф». Под его руководством была составлена обстоятельная опись всех музейных экспонатов, путеводители по Петергофу и Ораниенбауму, Александрии. В 1934 году его арестовали за то, что его отец был белогвардейским офицером. В 1941 году Анатолий Владимирович погиб на фронте.

Сбоку от усадьбы разместили созданный в кратчайшие сроки фонтан со скульптурой Венеры.

Сам дом был построен архитектором Львом Кекушевым в 1905 году. На ее первом этаже располагаются белый зал, бильярдная, диванная, малая гостиная, приемная, кабинет М. В. Асеева, парадная столовая, на втором – зал, где будут экспонироваться выставки. Сейчас, например, там открыта выставка, посвященная искусствоведу, историку и писателю Анатолию Шеманскому.

Белый зал, как повествуют музейные таблички, самое большое и торжественное помещение первого этажа дома. Раньше он предназначался для торжественных приемов гостей, проведения балов, музыкальных вечеров, праздников, концертов. Парадно-дворцовый интерьер зала в стиле русского классицизма сохранился до наших дней. Восстановлены роскошная лепнина по периметру потолка крупных цветочных розеток и оригинальный фриз, представляющий собой пояс с рисунками горящего факела, символа вечной жизни, знания и просвещения. Орнаментированные позолоченной лепниной пилястры венчают женские головки. Изящные гирлянды, живописные и лепные венки, медальоны лепного декора украшают потолочный плафон и стены Белого зала.

В бильярдной располагаются предметы мебели, характерные для начала 20-го века – книжный шкаф, массивный диван, ломберный, для игры в карты, большой стол, низкие мягкие кресла и консоль.

Интерьер украшается печатными гравюрами со сценами охоты 18-го века, кабинетными скульптурами, в том числе композицией «Джигитовка» Евгения Лансере.

Диванная комната относилась к женской половине дома и служила своего рода приемной, предваряющей будуар хозяйки дворца Марии Никаноровны Асеевой.

Между угловыми стеклянными горками для посуды расположен диван, над которым в массивной, богато декорированной тонкой резьбой раме помещено панно просторного русского средневекового пейзажа с цветущим летним лугом. Привлекает внимание нарядный живописный потолочный плафон, расписанный орнаментом из белых лилий. Украшением комнаты является коллекционный фарфор 18-го века: роскошные китайские вазы, тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры, а также предметы чайного сервиза с галантными сценками завода Гарднера 19-го века. Дополняет убранство диванной изящный мебельный гарнитур 19-го века в стиле русского классицизма.

Малая гостиная – парадное, праздничное помещение, получившее второе название – будуар, эффектно отделано в стиле рококо. Хозяйкой здесь была супруга Михаила Васильевича – Мария Никаноровна. В интерьере – изящная мебель 18 – 19-ых веков из ценных пород дерева декорирована бронзовыми накладками. Интересно роскошное консольное зеркало с мраморной столешницей, обрамленное позолоченной деревянной рамой с искусной резьбой в стиле позднего рококо. Убранство украшают русский и западноевропейский коллекционный фарфор 18 – 19-ых веков как чайные пары, декоративные тарелки, кашпо, мелкая пластика, а также «Итальянский пейзаж» английского художника Гарри Уилсона, «Бегство в Египет», «Итальянский пейзаж с руинами» неизвестных мастеров итальянской школы живописи 18-19-ых веков.

Приемная – небольшое проходное помещение перед кабинетом Асеева. Здесь ожидали приема различные посетители – управляющие, фабричные служащие, адвокаты, нотариусы. Потолочный плафон сохранил авторскую отделку – орнаментирован лепниной в стиле времен английской королевы Виктории. В приемной представлены копии с подлинных фотографий начала 20-го века – виды Тамбова, Моршанска, Рассказова, Арженской и Моршанской суконных фабрик «Торгового дома братьев Асеевых». Дополняет интерьер скромный мебельный гарнитур начала 20-го века.

Интерьер и отделка личного кабинета Михаила Васильевича Асеева сохранились почти полностью. Это респектабельное и достаточно строгое и сдержанное деловое помещение дворца, отражающее вкусы и мироощущение своего владельца. Здесь Михаил Васильевич принимал посетителей, подписывал деловые бумаги, решал важные производственные вопросы, читал. Стены и потолок отделаны темными деревянными панелями с тонкой резьбой. Органично вписана в пространство сохранившаяся встроенная мебель – книжные шкафы, диван с расположенным над ним большим зеркалом. Массивный двухтумбовый стол хранит воспоминания о своем владельце. Ра рабочем столе можно увидеть конверт, найденный во дворце в ходе реставрационных работ. Письмо из Саратова адресовано «Его Превосходительству Михаилу Васильевичу Асееву в Новый дом» и датировано 1905 годом. Великолепный бронзовый чернильный прибор с серебряной ручкой, папка для бумаг, настольная лампа с абажуром из зеленого стекла, телефонный аппарат являются предметами эпохи и атрибутами оформления рабочего кабинета успешного промышленника начала 20-го века. Кабинет украшают бюсты из «Галереи бронзовых бюстов всех российских князей, царей и императоров», созданной во второй половине 19-го века на фабрике художественной бронзы Ф. Шопена в Санкт-Петербурге, а также пейзажи В. Д. Поленова, Ю. Ю. Клевера, портрет молодого человека из семьи Асеевых кисти Н. М. Шевченко.

После окончания праздника еще долго до семи часов вечера стояла большая очередь у входа в усадьбу желающих посмотреть нашу новую жемчужину.

Режим работы:

Понедельник – выходной
Вторник, среда – 10.00 – 18.00
Четверг – 13.00 – 21.00
Пятница, суббота, воскресенье – 10.00 – 18.00

Билеты можно приобрести в подвальном этаже, где расположена еще гардеробная. Стоимость 1 билета – 150 рублей (включает экскурсионное обслуживание). Фотосъемка – 170 рублей. Для дошкольников, школьников, студентов и курсантов – 80 рублей при предъявлении соответствующего документа.

  • Для лиц младше 18-ти лет и многодетных семей вход бесплатный в последнее воскресенье месяца.
  • Для льготных категорий посетителей – ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, военнослужащих срочной службы, героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, детей – сирот, детей – инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в возрасте до 3-ех лет, сотрудников музеев Тамбовской области, а также членов СМР, АМР, ИКОМ – бесплатно.
  • Вход свободный в дни открытых дверей: 18 мая – Международный день музеев, 27 сентября – День образования Тамбовской области и 4 ноября – День народного единства.