Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Образование без границ: уехать в Гонконг и построить свой бизнес Портал ВТамбове продолжает знакомить своих читателей с тамбовчанами, получающими образование за рубежом. На этот раз мы пообщались с магистрантом инновационного центра Сколковского института науки и технологий, студентом магистратуры MIT Вячеславом Сабировым. К тому же он еще и молодой предприниматель. Во время стажировки в Гонконге Вячеслав успешно запустил свой проект, который развивается и по сей день.

Образование без границ: уехать в Гонконг и построить свой бизнес

19 декабря 2014, 11:48
Образование без границ: уехать в Гонконг и построить свой бизнес
Фото: архив Вячеслава Сабирова
Портал ВТамбове продолжает знакомить своих читателей с тамбовчанами, получающими образование за рубежом. На этот раз мы пообщались с магистрантом инновационного центра Сколковского института науки и технологий, студентом магистратуры MIT Вячеславом Сабировым. К тому же он еще и молодой предприниматель. Во время стажировки в Гонконге Вячеслав успешно запустил свой проект, который развивается и по сей день.

Здравствуй! Для начала расскажи о том, почему ты выбрал именно техническую направленность?
– Я был наслышан о том, что на нетехнических факультетах в России чему-то научиться очень трудно. На самом деле, если посмотреть на соотношение выпускников российских вузов, продолжающих обучение за границей, то таковых с техническими специальностями будет гораздо больше. По-моему, это говорит о разной конкурентоспособности технического и нетехнического высшего образования в России.

Как ты оказался в Гонконге? Думаю, читателям будет интересно узнать о процессе поступления в иностранный университет.
– Я попал в число первых 20 студентов магистратуры Сколковского института науки и технологий. По условиям программы все студенты проводят год в лучших университетах мира. Мне хотелось углубить знания по моей первой специальности – телекоммуникациям, а университет HKUST** в Гонконге предлагал больше телекоммуникационных курсов, по сравнению с остальными предложенными вузами. В число документов, необходимых для поступления, входил мой диплом специалиста, результаты экзамена по английскому, мотивационное письмо. Кстати, поступить туда можно и сразу после школы-по результатам нашего ЕГЭ. Если баллы хорошие, то на первый семестр дают стипендию, покрывающую обучение и жилье. Но, чтобы стипендия сохранялась, надо каждую сессию попадать в топ 10% студентов своего курса по рейтингу. А это не так-то просто.

Вячеслав с другими студентами на яхте. Гонконг

 Это была твоя первая поездка за границу?
 – Нет. Это моя вторая продолжительная поездка. Первый раз за границей я провел лето в США, как и тысячи других студентов из СНГ из всего мира, в надежде заработать кучу денег. К сожалению, этого не произошло, по крайней мере, со мной.

Гонконг

 Как твои близкие отнеслись к твоему решению уехать?
 – Родители были очень рады тому, что я буду обучаться в одном из лучших вузов мира, причем бесплатно.

Волновался ли ты перед поступлением?
– Конечно, чувствуешь стресс, когда понимаешь, что тебя сравнивают с лучшими выпускниками самых престижных университетов страны. Но через это придется пройти всем, кто, к примеру, хочет работать в крупной компании.

Как тебя приняли в чужой стране?
– Приняли отлично, никаких значительных проблем не возникло – в Гонконге все по-английски, да и студентов-иностранцев большой процент, так что не я первый, не я последний.

Расскажи о своих зарубежных преподавателях.
– Чтобы стать преподавателем в подобном вузе нужно пройти очень серьезный отбор. Просто так никого не возьмут преподавать, если вы одновременно не являетесь классным ученым и отличным преподавателем. Такой отбор дает о себе знать – всех лекторов приятно слушать, они всегда рады вопросам от студентов и заинтересованы в получении хороших отзывов от них. С другой стороны - жесткая система оценки производительности труда каждого профессора, из которых потом складывается рейтинг всего вуза. Настоящие профессионалы своего дела пишут наиболее качественные научные статьи, на которые впоследствии будут ссылаться другие ученые в своих исследованиях. Количество таких цитат - объективная оценка производительности труда ученого-преподавателя. В России такую систему пытаются внедрить, но разделение на НИИ и университеты не дает заработать этому механизму в полной мере. Результат существования такой системы за рубежом я смог почувствовать на себе. Из лекционной аудитории я почти сразу попал в научный проект, где под руководством профессора мы вместе с аспирантами разрабатывали коммуникационную систему для беспроводного медицинского эндоскопа.

 Чем отличается обучение в России и за рубежом?
 – Самое заметное отличие – отсутствие жесткой программы обучения. Есть обязательные курсы, но примерно половину можно брать по своему усмотрению из предложенного списка. Это позволяет попробовать себя в разных областях, а также бросать курсы, которые не нравятся. Кажется, что профессор не так хорош? Не вопрос – бросай курс, бери другой. В начале каждого семестра пару недель студенты ходят по всем курсам с многообещающими названиями и оставляют только те, которые «зацепили». Если профессор не старается сделать курс интересным, то его весь семестр будет ожидать пустой класс и много вопросов со стороны администрации с просьбой объяснить, как же так вышло.

 На данный момент ты обучаешься в MIT. Это один из самых престижных технических университетов в мире. Тяжело ли было туда попасть?
–  В MIT* я попал по похожей схеме, по которой попал в HKUST. Сама по себе процедура подачи документов несложная, но нужно соответствовать их критериям отбора.

Легко ли тебе дается обучение там?
– В одном из корпусов MIT стоит памятный пожарный гидрант, а рядом надпись – получать образование в MIT это все равно, что пить из пожарного шланга. На мой взгляд, уровень нагрузки соответствует этой фразе.

Учатся ли с тобой другие ребята из России?
– Один из моих курсов относится к программе MBA, и там есть несколько людей из России, но им уже хорошо за 30. Почему-то россиян в MIT очень немного, и большинство из них получают MBA. МВА - это программа для людей, проработавших несколько лет и желающих улучшить свои шансы на продвижение по карьерной лестнице.

Какими из иностранных языков ты владеешь? Не возникало ли у тебя «языкового барьера»?
– Владею только английским, но языкового барьера уже давно не ощущаю.

Много ли новых знакомств ты приобрел?
– Знакомства появляются сами собой, так как на всех курсах разные люди. Так что, конечно, новых знакомств куча.

А какое из них оставило наибольший след в твоей жизни?
– Это очень тяжелый вопрос. Скорее всего, это знакомство с моим первым клиентом. Он сказал, что готов купить продукт, который я разрабатывал, как только тот будет готов. Это дало мне кучу энергии, которая позволила собрать команду и найти инвестиции.

Ты ведь еще и успешный молодой предприниматель. Расскажи нашим читателям о своем бизнесе. Что это за дело и когда ты его открыл?
– Однажды я заметил, насколько тяжело лекторам по 3 часа стоять перед проектором. Нетрудно было догадаться, как устают их глаза от яркого света. И тогда мне в голову пришла мысль о том, как облегчить им жизнь. Идея заключалась в двух вебкамерах, отслеживающих положение головы профессора, и трюке, после которого проектор перестанет ярко светить лектору в глаза. Я подал заявку на американский патент и разработал бизнес-план. Финансирование на реализацию мне предоставила компания Hong Kong Cyberport. Затем я собрал команду из программиста, дизайнера и студента МВА из HKUST. Как итог - нашей разработкой можно оборудовать любую аудиторию с любым проектором.

Старт-ап конференции Slush 2013. Хельсинки, Финляндия. С первым вице-премьером РФ Дворковичем

Какая у тебя цель в жизни?
– У меня есть временная цель, по пути к которой я наверняка буду меняться, равно как и видение того, какой должна быть следующая цель.

Как планируешь её добиваться?
– Я уже нахожусь на полпути – проблема найдена, команда собрана, продукт разработан, первые клиенты уже появились. Теперь надо найти новые инвестиции и штурмовать выбранный рынок.

Сколково, октябрь 2013

Скучаешь ли ты по родному дому?
– Честно говоря, нет.

Чем планируешь заниматься после окончания обучения?
– Развивать собственный технологический бизнес.

Расскажи о своем обучении в России.
– Я закончил Московский институт электронной техники по специальности «телекоммуникации». Из положительных моментов могу отметить высокий уровень подготовки по математике и некоторым специальным предметам о беспроводной связи. Учиться было нетрудно по сравнению с физмат классом в тамбовском лицее № 14. После МИЭТа я поступил в магистратуру Сколтеха.

Получение диплома в МИЭТ, 2012.

Планируешь ли ты вернуться на Родину?
– Планирую. Мне нужно защитить два диплома, но боюсь, что нелюбовь к российскому суровому климату возьмет верх.

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время? Есть ли у тебя какое-нибудь хобби?
– Играю в настольный теннис, но основное увлечение – собственная компания.

В каких из зарубежных городов ты побывал?
– Нью-Йорк, Бостон, Гонконг, Токио, Манила (и в нескольких других городах на Филиппинах), Хельсинки, Бреансон (Франция), Сан-Франциско, Пафос и Лимассол (Кипр), ну и хорошо знакомый нашим соотечественникам Шарм-эль-Шейх.

 Кипр

 Говорят, что для российского студента обучение за границей стоит недешево. Так ли это?               – Это так, но моя магистерская программа в Сколтехе покрывает все расходы. В HKUST год обучения стоит около 650 000 рублей, в MIT – около 3 000 000 рублей после недавнего обвала курса рубля. Однако в заведениях такого уровня, даже если ты иностранец, можно рассчитывать на финансовую поддержку со стороны вуза, который поможет с оплатой. Так что пробовать поступать за границу нужно, и сделать это вполне реально.

Штаб-квартира Applе, Cupertino, California 2014

Что за период обучения тебе запомнилось больше всего?
Трудный вопрос. Наверное, это момент, когда я узнал, что моя компания получила финансирование от технологического бизнес-инкубатора в Гонконге.

Кем ты видишь себя, предположим, через 10 лет?
– Пока могу сказать, что лучшее, что можно делать в этой жизни, - привносить новые технологии в обыденность. Буду заниматься этим сам, пока не почувствую, что могу приносить больше пользы, помогая другим молодым людям в этой сфере.

Для справки:

*MIT - Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology) — университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже, штат Массачуссетс, США. Также известен как Массачусетский институт технологий (МИТ) и Массачусетский технологический университет. Одно из самых престижных технических учебных заведений США и мира.

**HKUST - Гонконгский университет науки и технологий (Hong Kong University of Science and Technology). Это один из самых молодых и наиболее активно развивающихся университетов Гонконга. Благодаря качеству образования этот институт быстро вошел в топ-рейтинг мировых университетов. HKUST дает знания в области машиностроения, науки, бизнеса и управления, а также позволяет получить степени от бакалавра до доктора.

Фотографии: архив Вячеслава Сабирова