Раздел Интернет
23 июня 2013, 10:02

Качай сколько влезет: против кого направлен «антипиратский» закон?

Качай сколько влезет: против кого направлен «антипиратский» закон?
Фото: teleport2001.ru
Представители интернет-компаний считают, что депутаты поставили их существование под угрозу.

На днях депутаты Государственной Думы приняли закон, который принято называть «антипиратским». Согласно положениям документа, запрещается размещать ссылки на страницы, на которых могут нарушиться исключительные права.

Представители интернет-отрасли упрекнули парламентариев в непонимании чисто технической стороны вопроса. Отметим, что представители Google, «Яндекса» и РАЭК предлагали депутатам свои варианты поправок, однако те их проигнорировали.

«Яндекс» охарактеризовал закон просто: «Его окончательная версия еще хуже, чем промежуточные». У компаний-конкурентов не возникает разногласия по поводу того, что «выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом».

Из официального блога «Яндекса»:

— Нынешний текст проекта запрещает в том числе размещать ссылки на страницы, на которых потенциально могут нарушаться исключительные права, и устанавливает ответственность за подобные действия. Добавленная в закон формулировка настолько расплывчата, что применить его можно к кому угодно — к поисковым системам, к добросовестным ресурсам и просто к людям.

Представитель компании Очир Манджиков уверен, что депутаты предпочитают защищать коммерческие интересы группы правообладателей и не интересуются проблемами, с которыми столкнутся и интернет-компании и пользователи.

Очир Манджиков, пресс-секретарь «Яндекса»:

— Мы настаиваем, что должен блокироваться конкретный материал только по прямой ссылке, а не весь сайт целиком по IP-адресу. Принятие к рассмотрению и удовлетворение судом заявления о принятии обеспечительных мер должно осуществляться только при условии, что правообладатель направил уведомление о нарушении соответствующему информационному посреднику и последний не принял в разумный срок мер по блокированию или ограничению доступа.

Смутило представителей интернет-компаний и введение понятия «информационный посредник». Под таковым предлагается понимать «лицо, осуществляющее передачу материала в сети <...>, предоставляющее возможность размещения <...>, доступа к материалу в этой сети».

В «Яндексе» считают, что к такому посреднику можно отнести кого угодно — от поисковиков до простых людей, разместивших у себя на страничке ссылку. С ними соглашается Google.

Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия»:

— Закон в таком виде представляет потенциальную угрозу для всех сторон. Пользователям будет затруднен доступ к легальному контенту, а правообладатели, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента, получат меньше возможностей для роста, поскольку закон угрожает развитию интернета в России.

За «пиратство» предлагается наказывать. Однако прописаны случаи, в которых ответственности можно будет избежать. Например, если посредник «не знал и не должен был знать» о том, что передает нелегальный контент.

Закон вступит в силу с 1 августа. Пока что он распространяется лишь на телесериалы и кинофильмы. Что касается других интеллектуальных продуктов — музыки, книг, программ в интернете, то с ними парламентарии будут разбираться, предположительно, осенью. Тогда же в Гражданский кодекс будут внесены соответствующие поправки.