Раздел Интернет
18 сентября 2014, 12:27

Тест-драйв новой «Музыки»: «Яндекс» перенял идеи LastFM и Долгина

Тест-драйв новой «Музыки»: «Яндекс» перенял идеи LastFM и Долгина
Фото: 66.ru
Интернет-компания настолько расширила свое присутствие в Сети, что скоро, кажется, ни на какие другие сайты заходить будет необязательно.

Вчера «Яндекс» перезапустил свой музыкальный сервис. Интернет-компания решила сделать ставку на персонифицированные рекомендации и интеграцию с популярными соцсетями и «Яндекс.Афишей».

«Советы» робота основываются на трех логиках:

  1. На музыке, которую слушает сам пользователь;
  2. На музыке, которую слушают «друзья» пользователя в «ВКонтакте» или лайкают «френды» в Facebook;
  3. На музыкальных новинках, звучащих на крупных фестивалях или в качестве саундтреков к премьерам.

Иначе говоря: пользователь прикручивает свой аккаунт к «Яндекс.Музыке», агрегатор изучает вкусы и советует, но есть и так называемые «промо-рекомендации».

Как говорит руководитель сервиса Константин Воронцов, акцент был сделан на свежих треках.

Константин Воронцов, руководитель «Яндекс.Музыки»:

— Мы перезапустили сервис. Главная его задача — открывать для людей музыку. Ту, которую они еще не слышали, но которая им понравится. На сегодняшний день в нашей медиатеке 17 миллионов треков, для того, чтобы их прослушать на один раз понадобится 131 год. Обновление решает проблему выбора.

Давайте попробуем вместе потестить обновленный сервис и понять, чем же новая «Музыка» отличается от LastFM, к примеру. Правда, пока это сделать можно только в рамках веб-версии.

Главная страница сейчас представляет собой ленту рекомендаций с пояснениями, почему тот или иной трек должен зацепить. Лента разбита не несколько блоков: исполнители, отдельные песни, поиск похожих исполнителей и так далее. Тут же есть информация о суммарном времени прослушивания. Ненужные блоки можно удалять. Впоследствии появится возможность фильтровать рекомендации от друзей. Действительно, часто так бывает: к человеку относишься хорошо, а вот к тому, что он слушает — плохо. Запись можно сохранить себе и тогда она появится в специальной вкладке.

Мне, например, машина в числе прочего советует послушать Panic! at the Disco, а ниже — музыку по книге «Пятьдесят оттенков серого» (помните про промо и привязанную «Яндекс.Афишу»?). Послушал: американцы вроде нормально, но и не стопроцентное попадание; «50 оттенков» — вообще никак. Впрочем, в «Яндексе» говорят, что алгоритмические-машинные рекомендации будут еще докручивать.

А вот, что было, если бы я был поклонником джаза.

…или завсегдатаем фестивалей «Ибица» и «Казантип».

Поменялась и структура хранения файлов: если раньше музыку можно было хранить только в плейлистах, то сейчас можно сохранять ее в альбомы, а также ранжировать по исполнителям.

В верхней панели можно выбрать рубрику: собственно, «Рекомендации», которые обновляются каждый день, «Жанры», где можно выбрать определенный стиль и слушать только его, и «Подборки», включающий разные сборники.

Не отказался «Яндекс» от баннера, который традиционно расположен справа. Правда сейчас его на время закрывает выпадающий плейлист, когда кликаешь на какой-либо альбом. Несмотря на наличие рекламы, по словам Воронцова, сервис все не окупаем.

Платная версия будет стоить от 149 до 199 рублей.

Через недельку-полторы «Яндекс.Музыка», синхронизированная с мобильными приложениями, появится на AppStore и Play Маркет. Разработчики обещают, что в платной версии (149-199 рублей в зависимости от способа перечисления) пользователи смогут кэшировать музыку и слушать безподключения к интернету.

Впрочем, идея рекомендательного сервиса не нова: в 2006 году Александр Долгин выпустил книгу «Экономика символического обмена», в которой описал механизм коллаборативной фильтрации. Позже он создаст систему «Имхонет», где роль экспертов в различных областях культуры (кинематограф, книги, музыка) выполняют сами пользователи. А еще есть популярное некогда интернет-радио LastFM.

Константин Воронцов:

— В отличие от LastFM, мы нацелены именно на песнях, которые мало кто слушал. Ну и мы являемся частью высокотехнологичной компании, и поэтому можем пользоваться наработками. Порой очень дорогими.

Уже после презентации Воронцов рассказал, что не считает, что интернет-гигант запоздал с рекомендательной системой.

Константин Воронцов:

— Я наоборот уверен, что все только начинается. Сейчас по сути есть только три подобных сервиса: это Facebook (кто бы что не говорил, я считаю, что Facebook это прежде всего рекомендательный сервис), это Pandora и это Netflix. Мало для семи миллиардов. Ну а формат прослушивания музыки не изменится в ближайшие несколько десятилетий. Так что время у нас есть.