Археологи откопали яйца динозавров, которым почти 200 миллионов лет Их обнаружили в Африке в результате длительных раскопок. Сначала ученые извлекли десять гнезд, а также обнаружили следы матерей и их детенышей на разных этапах развития.

Археологи откопали яйца динозавров, которым почти 200 миллионов лет

24 января 2012, 14:15
Археологи откопали яйца динозавров, которым почти 200 миллионов лет

Палеонтологи обнаружили место гнездования одного из видов ранних динозавров, населявших территорию Южной Африки в самом начале Юрского периода (примерно 190 миллионов лет назад), что делает эту кладку на 100 миллионов лет старше самых древних из ранее обнаруженных «детсадов» динозавров, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Роберта Райша (Robert Reisz) из университета Торонто в городе Миссисага (Канада) обнаружила десять гнезд предков гигантских травоядных динозавров — прозауроподов из рода массоспондилов (Massospondylus) в национальном парке «Плоскогорье Золотые Ворота» в центральной части ЮАР, неподалеку от границы с королевством Лесото.

Эта местность хорошо известна среди геологов и палеонтологов своими пластами пород Триасового и Юрского периодов — эпох зарождения динозавров и их становления в качестве доминирующих пресмыкающихся мезозойской эры. В 1977 году здесь были обнаружены семь отдельных яиц массопондилов, возраст которых приближается к 200 миллионам лет. На сегодня они остаются древнейшими окаменелыми останками эмбрионов динозавров.

Райш и его коллеги обнаружили «детсад» массоспондилов благодаря тому, что ветер, вода и другие природные стихии частично разрушили пласты горных пород и обнажили одну из кладок яиц в окрестностях дороги, которая была прорублена через склон одной из гор.

«Яйца, эмбрионы и гнездовья были извлечены из пласта пород в районе практически вертикального дорожного среза длиной всего в 25 метров. И даже при этих условиях мы смогли найти десять гнезд, что указывает на то, что скала содержит гораздо больше кладок, к которым пока нет доступа из-за миллионов тонн породы. Мы предсказываем, что природная эрозия постепенно раскроет еще большее число гнезд в будущем», — пояснил Райш.