В основном у большинства звонящих одни и те же проблемы: непонимание между взрослыми и детьми, проблемы в общении со сверстниками и низкая самооценка. Но некоторые звонки удивляют сотрудников центра, иногда в приятном смысле слова удивляют.
- Одним из самых трогательных звонков в нашей службе было обращение 12-летней девочки, которая, громко плача, рассказала о том, что хотела порадовать маму на День рождения первым самостоятельно испеченным кексом, но забыла положить в него сахар. Консультант посоветовала реанимировать кекс вареньем и поздно вечером услышала благодарный звонок от мамы. Наверное, кому-то это обращение покажется мелочью. Но первый торт, первый подарок, первые отношения с мальчиком или девочкой - это та часть социального опыта, которая важна для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Темы звонков самые разные. У одних ребят проблемы в семье или в школе, другим - просто скучно.
- Мне кажется, что проблемы, с которыми на телефон доверия обращаются дети и родители во всем мире практически одни и те же. Первая группа - это отношения с друзьями, близкими, семейные отношения. Вторая - ощущение собственного одиночества. Бывают звонки личностные, когда подросток пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются те, кто переживает потерю близкого человека, подвергся насилию, кому настолько больно, что появились мысли о смерти. Но каждый звонок имеет свою специфику. Обычно консультанты работают по специально разработанному алгоритму, который включает такие компоненты, как оценка риска, определение ресурсов самого абонента и его окружения, уяснение потребностей, планирование действий на ближайшую и более отдаленную перспективу, кризисное психотерапевтическое вмешательство. Нашей главной задачей является стремление убедить абонента рассмотреть свою проблему в другом ракурсе, убедить его найти более конструктивные и менее радикальные методы ее решения.
В декабре 2015 года исполнится пять лет, как в Тамбовской области действует единый общероссийский детский телефон доверия. За это время специалисты приняли более 60 тысяч звонков. Многие из ребят звонят на «горячую линию» постоянно, на протяжении уже нескольких лет.
- Я часто задаюсь вопросом, какие же звонки самые трудные, какие проблемы не могут не затронуть душу консультанта, несмотря на регулярные супервизии и профилактику эмоционального выгорания? Наверное, это почти все звонки, так или иначе связанные с детско-родительскими конфликтами. Особенно тяжело было работать с обращением 13-летней девочки, семья которой распалась. Каждый из родителей был сильно обижен на партнера. Мама говорила девочке про плохого папу, папа - про ужасную маму. Девочка после нескольких месяцев такого общения стала думать о суициде. Что смог сделать консультант? Найти в ближайшем окружении взрослого, который поможет (им оказалась бабушка), проиграть различные варианты разговора с папой и мамой. Через месяц при повторном звонке мы узнали, что девочка переехала к бабушке, родители стали уделять больше внимания ее школьной жизни.
На детский телефон доверия звонят не только подростки, но и их ближайшие родственники. В ходе беседы иногда консультантам удаётся выяснить, что к ребенку применяется физическое насилие и что сами родители воспринимают это как нормальную форму воспитания. А иногда сотрудники центра сталкиваются и с абсолютной безответственностью со стороны взрослых.
- Но бывают звонки, после которых консультант может чувствовать бессилие. Например, обращение мужчины, который считает, что имеет право наказывать своих детей, в том числе с применением физической силы. «Меня били, и только поэтому я хорошим человеком вырос. А что жена? Женщина должна знать свое место. Иначе я ее …». Или праздник, час ночи. В трубке голос нетрезвой женщины: «У меня дети дома одни. Позвоните им, у меня закончились деньги на телефоне. А у вас линия бесплатная…..» Но все-таки хорошо, что такие звонки есть. Значит есть сомнения в правильности образа жизни и способов воздействия на ребенка. Сомневаются, значит, есть шанс достучаться! И работать нужно всем вместе: средствами массовой информации, привлечением некоммерческих организаций и широкой общественности, необходимо делать все для того, чтобы родительская ответственность, воспитание ребенка без физических наказаний были не просто красивыми словами, а образом жизни.
Выяснить вопросы по поводу работы тамбовской службы телефона доверия можно каждый вторник с 15:00 до 17:00 часов, в это время любой абонент может высказать руководителю службы свои жалобы и пожелания. Телефон «горячей линии»: 8-800-2000-122.
Фото: nzizn.ru