Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Загадка послания в будущее: почта времени потеряла письмо от комсомольцев? 49 лет назад Тамбовские комсомольцы замуровали в стену дома на пересечении Советской и улицы Максима Горького капсулу, которая должна была оставить о них память. Ребята рассказали, как им жилось до сих пор, что они сумели сделать, назвав нас, современников, своими преемниками.

Загадка послания в будущее: почта времени потеряла письмо от комсомольцев?

17 августа 2017, 15:44
Загадка послания в будущее: почта времени потеряла письмо от комсомольцев?
Фото: Надежда Шурховецкая
49 лет назад Тамбовские комсомольцы замуровали в стену дома на пересечении Советской и улицы Максима Горького капсулу, которая должна была оставить о них память. Ребята рассказали, как им жилось до сих пор, что они сумели сделать, назвав нас, современников, своими преемниками.

Послание должны были вскрыть через 50 лет, в 2018 году, в честь столетия ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи), по-простому Комсомола, политической молодежной партии СССР, который образовался 29 октября 1918 года. По всему Советскому союзу проводились под эгидой партии закладки посланий. Но мемориальная доска в Тамбове, говорящая об этом, исчезла. Осталась ли в стене капсула или только память о ней?

* * *

Идет 1968 год, холодный осенний день, зябко. Комсомольцы присутствуют при торжественном замуровывании капсулы. В рядах студентов ТГТУ и будущий историк Александр Горелов. Ему сейчас 18 лет, он на втором курсе. Ребят сняли с лабораторной по физике по кольцам Френеля.

Александр Горелов, историк, краевед:

Послание зачитывают. Оно на хорошей бумаге, такую трудно было достать в то время. В первом ряду, как самые дисциплинированные, стоят курсанты. А мы мерзнем и играем в «петушки». В 18 лет меня девчонки рядом стоящие интересуют больше, чем то, что здесь творится. Мы толкаемся с ними плечо в плечо на одной ноге, нужно как можно дольше не стать на вторую ногу. Как правило, ребята всегда побеждают. Мы даже получаем замечание, потому что шумим громче, чем надо. Перед нами ставят капсулу в стенную нишу. Прислоняют металлическую мемориальную доску. Рядом с ней мемориальная доска, посвященная тому, что в этом здании в 1918 году находился штаб легендарного героя гражданской войны Василия Исидоровича Киквидзе, дивизия которого формировалась в Тамбове.На этой же неделе студенты приглашены на открытие мемориальной доски на Комсомольской площади. Моршанское шоссе торжественно переименовывают в проспект 50-летия ВЛКСМ. Александр Горелов признается, что ребятам это сильно не нравится.

Прошло 49 лет. На каком-то отрезке истории дорога вновь стала называться Моршанской.

Мы встречаемся с историком Александром Гореловым на том месте, где ребята оставляли послание в будущее. На зеленом двухэтажном доме мы видим всего одну уже мраморную мемориальную доску, и посвящена она Киквидзе. Исчезновение доски, рассказывающей о капсуле, историк относит к 90-м годам.

Александр Горелов, историк, краевед:

Два года назад 18 лет подряд я был членом Совета по монументальному искусству при Тамбовской городской Думе. Мы решали вопросы об установке всех мемориальных досок, памятников и другие. Однажды, не менее пяти лет назад, возник вопрос: «А где капсула и мемориальные две доски, которые были там изначально»? На следующем заседании отвечала Марина Подгорнова, председатель Совета по монументальному искусству: «Этих данных пока обнаружить не удалось». Я понимаю, что это было сделано до нее. На основании каких решений и кем принятых капсула и эти две мемориальные доски исчезли?Но может быть, послание потомкам по-прежнему в стене? – спрашиваем Александра Горелова.

Я думаю, что нет. Если оно там, как было не оставить упоминания о нем?

Здание с «кладом» или без него было передано Тамбовской митрополии. Мы связываемся с отцом Георгием Неретиным, заведующий архитектурно-строительным отделом Тамбовской митрополии. Он признается, что РПЦ не нарушалась конструкция здания. О капсуле он не знает и о табличках тоже, сам их не трогал.

Георгий Неретин, заведующий архитектурно-строительным отделом Тамбовской митрополии:

Церковь никогда ничего не разрушает, не выкидывает, бережно относится к историческому наследию, в отличие от наших предшественников. У меня есть великая доля уверенности в том, что если там была заложена капсула, она хранится на месте. Это ведь общественно-знаковое событие. Есть исторические свидетели. Я не думаю, что могли демонтировать что-то.

Обращаемся в историко-архивный отдел Тамбовской митрополии, заведующий отделом Олег Лёвин:

Здания переданы Тамбовской Епархии в 1991-1992 годах. В 1993 году точно там никаких двух досок не было. Церковная власть к этому не имеет отношения.

В настоящее время здание используется как складское помещение и для переодевания рабочих, строящих семинарский корпус. В дальнейшем предполагается отдать его под общежитие монахам Казанского мужского монастыря.

Обращаемся в Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области. Но и там с удивлением слышат от нас о послании времени.

Таит ли до сих пор стена письмо от потомков или его унесли неизвестные? Мы так и не узнали ответа

Надежда ШУРХОВЕЦКАЯ