Раздел Общество
26 ноября 2012, 12:35

Город на контрастах: заглядываем во дворы

Город на контрастах: заглядываем во дворы
«В марте 1786 года, когда прибыл туда Державин, ни острога, ни мостовых еще не было. Город, расположенный в котловине и окруженный болотами, утопал в грязи. Строения были самые жалкие, сплошь деревянные. Большую часть жителей составляли однодворцы. В отношении торговом Тамбов, хоть и губернский город, стоял ниже окружающих его уездных. Но все же население его было втрое больше, чем в Петрозаводске, карелы да чудь не бродили по его улицам. В окрестностях были недурные поместия» (В.Ф. Ходасевич, фрагмент из книги «Державин»)

С той поры прошло уже очень много времени и город, за две сотни лет, претерпел множество положительных изменений. Стал в несколько раз больше и в десятки раз более приятным для жизни в нем. В 2012 году Тамбов занял 73 место из 164 возможных в «Генеральном рейтинге привлекательности российских городов — 2011». Оценка проводится по целому ряду критериев, в числе которых можно встретить уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры. Об этом и пойдет речь ниже.

Нередки случаи, когда за внешне привлекательным центром того или иного города стоят совершенно неприглядные окраины, где понятие «благоустроенность» теряется среди куч мусора и грязи на дорогах. Выяснить то, как ситуация обстоит в нашем городе мы решили путем небольшого эксперимента. Улица Советская одна из основных магистралей Тамбова. Стержень, прочно скрепляющий многие районы города воедино. Ее протяженность от начала – стадиона Динамо до Комсомольской площади – около пяти километров. Это расстояние мы разделим на десять примерно равных частей, через каждые полкилометра, и будем сворачивать с улицы Советская на смежные улицы. Достаточно пройти всего сто метров вглубь, чтобы свет неоновых вывесок стал едва различим, а реальность, с которой горожане сталкиваются ежедневно, предстала во всей красе.

Отправная точка нашего маршрута там, откуда начинаются многие автобусные маршруты города - стадион «Динамо». Поблизости есть микрорынок, уютный парк, пара гипермаркетов и несколько новостроек. В конце девяностых - начале двухтысячных жить в этом районе считалось весьма престижно. Нас же интересует совсем другое.

Стоит пройти несколько десятков метров за троллейбусное депо, как оказываешься на улице Ручейной, которая встречает тебя заброшенным деревянным домиком, заботливо прикрытым рекламным щитом.

Дальше по улице, за поворотом, шум города стихает, пейзаж резко меняется. На смену многоэтажным домам приходит частный сектор с редкими вкраплениями новостроек. Большинство домов были построены в прошлом веке. Первое что бросается в глаза - узенький тротуар почти полностью грунтовый.

Асфальтовое покрытие отсутствует. Это с одной стороны улицы. По другой и вовсе можно увидеть, как владельцы новопостроенных домов используют некогда существовавший тротуар по своему усмотрению. Где-то на его месте газон перед домом, где-то и вовсе упираешься в полуметровое поднятие из плитки.

Нормально передвигаться по улице возможно только по обочине автомобильной дороги, которая, к слову так же далека от идеала. По мере удаления от Советской качество дорожного покрытия заметно ухудшается. Ямы, следы некогда проводившегося здесь ямочного ремонта, местами дорога переходит в грунтовую.

Отдельно стоит сказать о том, как организовано место сбора мусора. Традиционно огороженная заборчиком площадка окружена непроходимой грязью и распаханными канавами.

Тротуар в этом месте отсутствует полностью, зато в больших количествах присутствуют доски, ветки, осенние листья, остовы бытовой техники. Местные жители жалуются и утверждают, что мусор, несмотря на запреты, сюда сваливают из тех домов, которые ведут строительство, а территорию вокруг контейнеров в такое состояние привели машины, которые вывозили несанкционированную свалку двумя неделями ранее. На контейнерах висит предупреждение о том, что свалка мусора рядом с контейнерами запрещена, тем не менее, люди не стесняются на тачках вывозить мусор со своих участков и складывать неподалеку от баков.

Следующая остановка на пути от Динамо к Комсомольской площади пришлась на улицу Тельмана, находящуюся рядом с Первомайской площадью.

Здесь даже не успеваешь далеко отойти в сторону как натыкаешься на незаконно организованную парковку.

Несколько лет назад это был обычный парковочный карман, однако теперь площадка огорожена лентами и парковка разрешается лишь работникам Тамбовской лаборатории судебной экспертизы.

На первый взгляд может показаться, что это место куда благоустроенней прошлого, но первое впечатление обманчиво.

Чуть впереди натыкаешься на непроходимую грязь на тротуаре.

Преодолеть ее можно лишь по доскам, разложенным наподобие мостика.

Где-то видна забота жителей о месте, в котором они живут. Грунтовая дорога выложена кусками старого асфальта.

Часть разбитого тротуара отремонтирована свежим асфальтом, но здесь теперь паркуются машины.

Площадка вокруг мусорных контейнеров уже превратилась в свалку.

Картонные коробки, и мусор явно не бытового происхождения складируется вокруг баков и просто разбросан вокруг.

Ближе к Набережной ситуация улучшается - ровный широкий тротуар, газоны.

Правда продолжается это относительно недолго. Асфальтовая дорожка упирается в забор с кодовым замком. И на том месте, где должен быть тротуар мы видим огороженный двор нового шестнадцатиэтажного дома.

Пройти дальше по улице можно по узкой обочине дороги, да и то недалеко. Впереди ведутся строительные работы.

Мы прошли лишь по одно стороне улицы. Прогуляться по другой довольно проблематично в силу того, что она представляет из себя застройку из элитных коттеджей. Тротуары перед ними отделаны плиткой и являются подъездом к дому. Там, где плитки нет, кучами лежит строительный мусор, либо припаркованы автомобили на газоне или непосредственно там, где должен быть тротуар.

Одним из немногочисленных плюсов улицы Тельмана можно выделить то, что автомобильная дорога здесь практически без изъянов.

Следующая наша отметка приходится на промежуток между улицами Фридриха Энгельса и Сергеева-Ценского. Здесь мы свернём непосредственно во дворы, со всех сторон окруженные многоэтажками. Со стороны Советской - офис «Сбербанка», который недавно отреставрировали, а во дворе все те же проблемы.

Автомобили припаркованы на тротуарах, площадка возле мусорных баков, как и в предыдущих местах, завалена бытовыми отходами.

От некогда располагавшейся во дворе детской площадки остались только железные остовы каркаса.

Вместо лавочки жители двора приспособили несколько тоненьких бревен.

Дальше во дворе находим полностью разбитый автомобильный проезд и пешеходные дорожки в довольно плачевном состоянии.

Лужи здесь не высыхают на протяжении почти всего года.

В последние годы в Тамбове было установлено много новых детских площадок. Одну из них мы можем найти и здесь. Правда едва ли возможно представить, как дети смогут играть здесь. Площадка располагается посередине зеленой зоны, однако здесь же водители часто оставляют свои автомобили. Отчётливо можно увидеть накатанную колею, которая пролегает через детскую площадку.

Из-за этого спуск с горки ведет прямо в грязную лужу. Кроме того, качели и горки лишены какого бы то ни было ограждения, что делает площадку небезопасной и совершенно непригодной для детей.

Медленно, но верно наш маршрут приближается к центру города. Следующая остановка - довольно крупная улица Лермонтовская в промежутке между Советской и Карла-Маркса. Над улицей гордо развевается российский флаг, прикрепленный к ДЮСШ №2, и, признаться, поводов для гордости здесь будет гораздо больше.

Чистые тротуары, без каких бы то ни было проблем.

Зеленые насаждения по краям дороги. Уютный сквер с памятником Лермонтову в центре.

Попробуем свернуть с улицы и зайти во двор трехэтажного дома, которых здесь довольно много.

На удивление хорошее качество дорожного покрытия сохраняется и во дворах. Общую положительную картину портит место сбора мусора, подойти к которому практически невозможно по причине того, что асфальт здесь отсутствует.

Зато присутствует грязь, появлению которой способствуют подъезжающие мусорные машины. Как и многие дома советской постройки, дом в этом дворе изрядно потрепан временем. Балконы находятся в аварийном состоянии.

В середине одного из дворов можно найти яблоневый сад, посаженный жителями. Этот зеленый островок значительно скрашивает окружение.

Отдельно стоит сказать о сквере с памятником Лермонтову - небольшая площадка на пересечении двух улиц, выложенная плиткой - хорошее место прогулок, особенно если учесть, что поблизости не так много мест для отдыха.

Мы достигаем середины нашего маршрута по городу и останавливаемся на улице Комсомольской. На ней находится один из архитектурных памятников города - здание кинотеатра «Модерн». Но мы отправимся дальше по улице в сторону Карла-Маркса.

Эту улицу можно смело назвать образом уходящих эпох. Тамбов исторический и Тамбов современный столкнулись лбами именно здесь. Одна сторона улицы почти полностью подготовлена под снос.

Здесь можно встретить и кирпичные дома с лепниной на фасаде и деревянные. Многие из них опечатаны и являются аварийными.

Сзади, со стороны Ленинской площади на них уверенно наступают новостройки, которых здесь за несколько лет появилось довольно много.

Отсюда вытекает и одна из проблем улицы - разбитые тротуары. Подъезд грузовиков к месту строительства организован как раз со стороны улицы Комсомольская. Под удар тяжелой техники попала лишь эта сторона улицы.

Другая сторона улицы пока еще жилая, хотя вероятней всего ее ждет такая же участь в обозримом будущем.

Качество пешеходных дорожек здесь гораздо лучше. Дома выглядят более современными, хотя вкрапления истории так же можно встретить.

Вход в один из дворов преграждает кованая калитка с инициалами хозяев дома.

Итак, мы добрались до центра города, до конца маршрута еще далеко, однако некоторые итоги можно подвести уже сейчас.

Во многих местах нашего города проблемой является вывоз бытовых отходов. Банальный мусор часто наносит серьезный урон по благоустроенности. Причем здесь, как говорится, палка о двух концах. Часто жители города, невзирая на штрафы, бросают мусор возле контейнеров, нередки случаи, когда магазины или стройки выбрасывают промышленный мусор в общие контейнеры или рядом с ними. С другой стороны вывоз мусора не всегда производится своевременно, что делает бытовые отходы серьезной проблемой.

И пусть сегодня все эти изъяны успешно припорошены первым снегом, осень – хороший индикатор, который как нельзя лучше показывает многие проблемы. В первую очередь становятся видны недостатки дорожного покрытия. Отсутствие луж - признак качественно сделанной дороги или тротуара.

Мы продолжим изучать незаметную глазу сторону нашего города в следующей части. Следите за обновлениями.

Вопрос
Как вы оценивает благоустроенность вашего двора/улицы
  • 0%
  • 22%
  • 13%
  • 65%
Для участия в голосовании введите логин и пароль или зарегистрируйтесь

Денис ИВАНОВ