Согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Таким образом, Семейным кодексом РФ выделено 4 формы устройства детей-сирот в семью:
При любой форме устройства ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации является усыновление.
Согласно Правилам (утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275) усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:
1. умерли;
2. неизвестны, признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
3. признаны судом недееспособными;
4. лишены судом родительских прав;
5. дали в установленном порядке согласие на усыновление;
6. по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе в порядке, который утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ. Граждане РФ, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением ряда документов. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 календарных дней со дня получения указанных документов, составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.
На основании документов, предусмотренных п. 6 Правил, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня проведения указанного обследования готовит заключение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители.
После постановки на учет орган опеки и попечительства представляет им информацию о детях, которые могут быть усыновлены и выдает направление для посещения ребенка.
Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители в суд по месту жительства ребенка.
Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда.
При этом на органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и в случае выявления фактов уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей усыновление может быть отменено в судебном порядке.
Проект «Правовой ликбез» реализуется Прокуратурой Тамбовской области совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия».