Раздел Общество
8 октября 2014, 11:33

Новые виды и меры ответственности за нарушение трудового законодательства

Новые виды и меры ответственности за нарушение трудового законодательства
Фото: puzkarapuz.ru
С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в КоАП РФ, предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

Нововведениями размеры штрафов дифференцированы по видам нарушений, а максимально возможная санкция с 50 000 рублей увеличена до 200 000 рублей. В перечне возможных наказаний появилась и такая превентивная мера ответственности, как предупреждение, которая ранее не применялась вовсе.
Какие же изменения произойдут и на что работодателям следует обратить внимание уже сейчас?

1. Законодатель увидел острой проблему подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и потому с 2015 года за подобного рода злоупотребления работодателей ждут штрафы. Так, с целью защиты прав работников в случаях, когда работодатель, фактически устанавливая с работником трудовые отношения, оформляет при этом притворный гражданско-правовой договор, ТК РФ дополнен ст. 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями». Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

2. Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями ст. 37 Конституции РФ и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них. К их числу относятся:

  • права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • на защиту от безработицы;
  • на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
  • право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 37 Конституции РФ);
  • кроме того, лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг, не наделено перечисленными конституционными правами и не пользуется гарантиями, предоставляемыми работнику в соответствии с законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.

3. Как известно, исполнитель работ, услуг по гражданско-правовому договору не может претендовать:

  • на предоставление отпуска, оплату больничного, обеспечение специальной одеждой, обеспечение нормальных условий труда и регламентированный рабочий день (рабочую неделю);
  • не может рассчитывать на гарантии и компенсации, связанные с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных;
  • выплата вознаграждения такому исполнителю определяется только условиями сделки и не лимитирована никакими сроками или минимальными размерами вне ее и т.п.

По этим и ряду иных причин законодатель ужесточил контроль за установлением гражданско-правовых отношений с физическими лицами. Стороны по-прежнему могут свободно выбирать тип договорных отношений. Указанные меры нацелены против заключения фиктивных договоров гражданско-правового характера, нацеленных на ущемление прав исполнителя и фактически регулирующих трудовые отношения.

4. С 2015 года за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ будет предусматриваться административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей на должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей на юридических лиц. Допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

5. С 1 января 2014 года введена в действие ст. 67.1 ТК РФ, определяющая последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом. Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу). Тем не менее, в этом случае трудовые отношения не будут считаться установленными.

Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной. С будущего года за это нарушение виновнику в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ придется поплатиться административным штрафом: гражданину в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; должностному лицу - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

6. Изменениями предусматривается отдельная ответственность за отсутствие вообще каких-либо договоров с сотрудниками, фактически осуществляющими трудовую деятельность. За отсутствие обязательного медицинского осмотра (как первичного, так и периодического), а также невыполнение требований по первичному обучению требованиям охраны труда при приеме на работу руководителю организации грозит штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей. Штраф для организации составит 110-130 тысяч рублей. При допущении повторных нарушений санкция статьи предусматривает ответственность в виде штрафа до 200 000 рублей.

7. С 2015 года невыполнение предписания трудового инспектора может стать причиной дисквалификации директора на срок до 3 лет или штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

Проект «Правовой ликбез» реализуется Прокуратурой Тамбовской области совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия».