XI Рыбаковский театральный фестиваль официально уже завершён, но гости ещё продолжают выступать для тамбовской публики. «Школа драматического искусства» — своеобразная лаборатория, где актёры и режиссёры всегда находятся в поисках, исследуют классические и другие произведения с разных сторон. И спектакль «Игроки» — авторское прочтение, спектакль-эксперимент.
Игорь Яцко, режиссёр спектакля, мечтал поставить пьесу Гоголя ещё будучи студентом. Вместе с друзьями он предпринимал какие-то попытки и даже ставил эксперименты на себе.
Мы поняли, что, не испытывая азарта по-настоящему, невозможно поставить эту пьесу. И мы решили сыграть сами. На свою стипендию. Во время репетиций мы начинали играть. Тогда испытывали жуткий азарт.
Мечта так и не стала реальностью. Но спустя несколько лет, когда Игорь уже работал режиссёром в московском театре, встала необходимость сделать небольшую камерную работу для женского коллектива актёров. Тогда он подумал, что на пьесу «Игроки» можно взглянуть совсем иначе — все действующие лица заменить женщинами.
По мнению режиссёра, женщины — более разумные и чувствительные существа. Отсюда они могут точнее воспроизвести эмоции героев Гоголя. А чтобы лучше понять свою роль, дамы последовали примеру наставника — начали играть, чтобы почувствовать настоящий азарт.
У Гоголя пьеса сугубо мужская. Есть пара соблазнительных женских образов, но весь сюжет посвящён игре. Игра — сама страсть, сама душа игроков. И все эти слова женского рода.
Так режиссёр решает произвести полную замену мужских образов. При этом он оставляет исходный текст. Соблазнительные дамы ведут себя как мужчины и даже разговаривают от мужского лица.
Действие спектакля происходит в подпольном казино, в котором повсюду развешаны скрытые камеры. А что они снимают, зритель видит на экране. В зале сидит специальный оператор, переключающий камеры, которые помогают увидеть обман и жульничество.
Герои являются в подполье в образе крыс. Они приходят сюда по запаху, словно чуют игру и азарт. За несколько мгновений у героев пропадают животные повадки. Они становятся мужчинами — серьёзными деловыми джентльменами, умеющими виртуозно обращаться с картами и мухлевать.
Но в момент раскрытия тайны, когда герои признаются друг другу в своём обмане, прямо на глазах зрителей мужские костюмы слетают с соблазнительных дам. Они поправляют чулки, надевают юбки и обувают изящные туфли.
В спектакле ярко отражена низость игроков, на что они могут пойти и какими они предстают на самом деле. Режиссёр решил, что женщине удастся лучше мужчины показать жажду денег и власти, азарт, а иногда и вульгарность. Все эти гипертрофированные образы — только аккомпанемент к важным проблемам, затронутыми Гоголем. Возможно, зрителя это немного отвлекало. Поэтому лучше понять обман или момент раскаяния помогал небольшой оркестр, задающий настроение действия на сцене.
Это спектакль о самых низких человеческих пороках, и автор преувеличил их, придал им пикантность. Здесь мужчины смогли увидеть себя со стороны, а женщины — посмеяться над жизненными поступками, которые отразили актрисы.
"Самые низкие человеческие пороки..." А...тогда можно подумать:"Что же есть -самые высокие человеческие пороки?!"
"Герои являются в подполье в образе крыс. "
Если бы крысы умели разговаривать,то можно было бы так и оставить их на сцене,заменив,не только мужчин женщинами,но и женщин - крысами!Это мой сарказм замешанный на мести режиссёру!
"Режиссёр решил, что женщине удастся лучше мужчины показать жажду денег и власти..."
Современный сериал про Екатерину Великую реально и сильно показывает:КАК женщина любит не только мужчин,но и деньги и власть!