Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
«Грех» на сцене Тамбовского драматического театра Смоленские актеры показали спектакль по мотивам произведения Горького

«Грех» на сцене Тамбовского драматического театра

14 мая 2014, 17:22
«Грех» на сцене Тамбовского драматического театра
Фото: портал ВТамбове
Смоленские актеры показали спектакль по мотивам произведения Горького

Восьмой межрегиональный театральный фестиваль имени Рыбакова в самом разгаре. Минувший фестивальный день продолжил драматическую тему, заданную спектаклем Пензенского театра «Господа Головлевы». Второй конкурсный день познакомил зрителей со Смоленским прочтением пьесы Максима Горького «Зыковы» (оригинальный текст был впервые опубликован в 1912 году). Спектакль, который подготовлен Смоленским государственным драматическим театром имени А. С. Грибоедова называется «Грех». Прежде чем погрузиться в сюжетные хитросплетения, стоит немного рассказать и о самом театре, который как и предыдущий конкурсант является тяжеловесом театрального мира нашей страны. Смоленский театр существует с 1870 года и также относится к числу старейших театров России.

Режиссёр-постановщик спектакля — Борис Бланк, лауреат премии Российской киноакадемии «Ника». Однако с первых минут после того как занавес поднимается, зрительный зал захватывает визуальная составляющая — интересные декорации занимают все пространство сцены и делят ее сразу на несколько зон. Воображаемые комнаты дома, где происходит действие, пруд, веранда и лес на фоне.

Художник-постановщик спектакля — Светлана Архипова. Декорации и характерное музыкальное сопровождение погружают зрителя в атмосферу стыка 19 и 20 века. Действие разворачивается в предреволюционной России. Дворянство и купечество сходит на нет, вырождается. С первых минут спектакля создается тягостное ощущение традиционно русской тоски, которая воплощается в песнях, костюмах, графинчике с водкой к котором прикладываются по очереди почти все персонажи.

В основу сюжета положен любовный треугольник между Антипом, Михаилом и девушкой Павлой. Традиционный любовный конфликт осложняется тем, что Антип отец Михаила и он отбивает у собственного сына девушку, которая вместе с матерью приехала свататься. Михаил, кажется, абсолютно смирился со своей участью и ищет «истину в вине». Его отец заботится лишь о том, чтобы обустроить собственное счастье без оглядки на всяческие моральные принципы. Причина размолвки в семье — Павла, выходит замуж за отца, но в силу своей молодости и ветрености дает ложные надежды и сыну. В сюжетных поворотах активнейшее участие принимает сестра Антипа — Софья, вдова и хозяйка дома. Ее образ так же пропитан духом несчастья, которое по мере развития действия только усугубляется. К ней в гости то и дело захаживают знакомые мужчины, которые стремятся добиться ее расположения. Настойчивые визиты немца Хаверна, который вот уже 18 лет живет в России и пытается понять нерациональную русскую душу, ей нравятся больше, чем надоедливая компания Лесничего Муратова. Позже Софья признается, что раньше она любила последнего, но скрывала свои чувства, а позже и вовсе разочаровалась.

С таким набором личных трагедий каждого из действующих лиц мы подходим к концу первого акта.
Второе действие сразу же начинает расставлять все на свои места. Грехи каждого из участников отлично передаются актерами и стремительно находят свою расплату. К кому-то из героев приходит раскаяние, как, например, к Софье и Антипу. Михаил предпринимает попытку самоубийства, но остается в живых. Павла, кажется, так и не поняла жизненного урока, но, признавшись Антипу в нелюбви, она остается без всяких дальнейших возможностей к существованию. Лесничий Муратов делает еще одну попытку признаться в любви Софье, но получает отказ. Спектакль обрывается известием о том, что лесничий застрелился.

Финал открытый и дух безысходности зависает над происходящим. Тема греха в культуре вечна и едва ли какие-либо моральные выводы прозвучат актуально. Авторы спектакля вместе с Горьким отлично показывают нам весь драматизм той эпохи на пороге которой стоят герои.