Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Тамбовский автостопщик о том, как доехать до Тихого океана за 500 рублей Саша и Илья, два путешественника из Мичуринска, доехали автостопом до Тихого океана. Мы наблюдали за их трипом и по приезде на малую родину наконец встретились. О том, почему автостопщик до сих пор спит в палатке, из-за чего в Сибири опять 90-е и как проверяется дружба — обо всём этом читайте в интервью с Сашей Сенокосовым.

Тамбовский автостопщик о том, как доехать до Тихого океана за 500 рублей

9 ноября 2015, 09:19
Тамбовский автостопщик о том, как доехать до Тихого океана за 500 рублей
Фото: vk.com
Саша и Илья, два путешественника из Мичуринска, доехали автостопом до Тихого океана. Мы наблюдали за их трипом и по приезде на малую родину наконец встретились. О том, почему автостопщик до сих пор спит в палатке, из-за чего в Сибири опять 90-е и как проверяется дружба — обо всём этом читайте в интервью с Сашей Сенокосовым.

— Это была твоя идея — отправиться автостопом к океану?
 — Можно сказать, что да. А Илюха (напарник), я его один раз свозил из Мичуринска до Липецка. А то, как я заинтересовался автостопом, отдельная история. Помню, ездил с подругой в Москву и случайно заехал в Рязань, просто было на это время. Там мне негде было остановиться, и одна знакомая мне дала контакты местных ребят. Они суперактивисты: на своих началах устраивают бега, защищают дубовую аллею от застройки буквально спина к спине. Они вчетвером снимают квартиру четырёхкомнатную, у них это называется «коммуна». Они у себя всегда принимают путешественников, для них даже комната отдельная есть. В Рязани про них многие знают, их даже как-то по телевизору показывали. Одна комната вся в граффити, в другой — картинная выставка, в общем, как хостел, только бесплатный. Один парень из этой тусовки объехал автостопом всю Европу, другой — съездил в Амстердам. И я говорю им: ну-ка давайте, ребята, рассказывайте про автостоп. Сели мы такие за столом, и они мне поведали все тонкости.

— И какие?
 — Большой палец держать вверх. Место выбирать на дороге, чтобы тебя было видно, чтобы рядом не было поворотов, для машины был удобный съезд. Когда стопишь, надо устанавливать контакт с водителем глаза в глаза. А в Европе, оказывается, нельзя вот так стоять на дороге — запрещено. Там можно только с заправок и каких-то дорожных кафе так уехать.

— Как живётся дома после такой длительной поездки?
 — Скучно. Непривычно сидеть на месте больше трёх дней. А ещё я сплю в палатке, серьёзно. Я поспал на кровати, но, видимо, от супермягкости разболелись плечи. И я поставил в комнате палатку, кинул подстилку и теперь сплю так.

— Тебе удалось не только доехать до Владивостока, но и заглянуть в Китай. Скажи, есть контраст между Россией и другой страной?
 — Россия везде практически одинаковая, это, наверное, потому что она уже «приелась». Только заканчивается Россия — вообще другой мир. Если сравнить границу: у нас в роли таможни стоит сарайчик неприметный, хоть и двухэтажный, а у них — громадное здание с куполами, всё в золоте. Китай весь скученный, и у них нет такого, как у нас, что едешь тысячу километров, и ничего нет. Слышал много разговоров, что китайцы хотят отстраивать наши города возле границы, жить там, при этом не будут трогать ресурсы. Я бы отдал, они сделают всё круто. А что касается России, то сначала было прикольно — едешь, разные города мелькают, потом начинаешь обращать внимание, что везде Ленинская площадь, памятники, везде набережная — всё одинаково. Интересно, если встречается какая-нибудь большая река, мы видели все крупные водоёмы, кроме Лены. В общем, в России основная достопримечательность — это природа.

— Как останавливались водители? Приходилось долго идти пешком или стоять на трассе?
 — Вообще по-разному. Там, где мы ожидали, что будет быстро, например, в Пермской области — у меня там родственники живут, и я знаю, что там люди добрые. Но нет, долго стопили. В Татарстане подзастряли тоже. Там только татар берут на дороге. У них там вообще как отдельное государство, они в одно время как-то вообще хотели отделиться, их прижали, и в итоге они озлоблены что ли на русских. Если не знаешь татарский язык, то всё — ты не свой, ты — никто.

— А водители русские там не проезжали?
 — Вот как раз благодаря им мы и проехали.

— Как выстраивались отношения с попутчиками? Все адекватно относились к вашей идее?
 — В европейской части России — да. Нам в основном попадались ребята, которые сами ездили автостопом, или у которых знакомые так путешествуют. А дальше нам попадались обычные водители, которые реагировали примерно так: «Вы куда? Зачем? Как так?» За пределами европейской части России опять девяностые начались. С Кемеровской области и дальше — жесть. Там же Сибирь, много тюрем, и в честь 70-летия Победы многих выпустили по амнистии. В общем, представляете, что там сейчас творится?

— Скажи, тебе было страшно?
 — Ну… Нож у меня всегда был в кармане. А в сумке — мачете. Хотя я представлял себе — если вдруг что, то как я воспользуюсь ножом? У меня просто не поднимется рука! Так, припугнуть. Вдвоём более-менее поспокойнее. В принципе, всё прошло гладко, только гопники один раз нас прессовали. По нам же видно, что мы приезжие, и в Нижнеудинске рядом с нами останавливается шестёрка, и они такие «А что в сумке? А вы откуда?» и всё в таком роде. На некоторых станциях нас даже полиция предупреждала — если ночевать, то ночуйте здесь, на вокзале, на улицу не суйтесь.

— Как отреагировали родители, близкие на твоё заявление о том, что ты собираешься поехать автостопом на другой конец России?
 — Отвратительно. Тот случай, когда я ожидал от людей большой поддержки и не получил желаемого. На остальных мне в принципе вообще без разницы. А родные — все практически — как сговорились. Вроде бы я не раз до этого ездил, и они относились нормально, да и плюс я уже далеко не ребёнок. Сначала они восприняли не так критично, наверное, восприняли несерьёзно, но, чем ближе к отъезду, тем накалённее становилась обстановка. В последний день всё дошло чуть ли не до нервного срыва. Разница в поколении… Они не понимают. У них есть свой путь, они считают, что он — единственно верный. Школа-университет-работа — всё, это главная высота, можно заводить семью и рожать детей. Бесплатно куда-то поехать? Даже такого понятия нет.

— В конце концов примирились?
 — В день отправления только. День накануне был самым жёстким.

— Отменять поездку из-за этого не собирался?
 — Нет, конечно. Потом, когда я уже путешествовал, братья ставили лайки к фоткам, писали комментарии, мама тоже заинтересовалась. Я думаю — ну значит всё хорошо, они поняли, что с моей стороны всё было правильно. Встретили тепло, хотели на вокзал приехать (смеётся).

— Что ты сделал в первую очередь, когда вернулся домой?
 — Удивительно, но всё то же самое, что и всегда. Поздоровался с родителями, вымыл руки и пошёл в свою комнату.

— Каков был твой бюджет для поездки?
 — Вообще мы собирались поехать совершенно без денег. Потому что я последнее время натыкался на людей, которые бесплатно путешествуют: Бродяга Фишай, Никита Шакиров. Я смотрел «Выжить вместе», программа о том, как люди выживают в диких условиях — лесах, полях, где попало. А тут тема в том, что нужно выжить в социуме. Тоже нет ничего, но тебе не надо добывать еду, нужно просто общаться. С помощью этого путешествуешь, ешь, находишь ночлег. В итоге у нас было рублей пятьсот на хлеб и пустую карточку взяли с собой на всякий случай.

— Люди как-то помогали?
 — Да, я до отъезда написал «на отвали»: кто чем может помочь, советом, впиской, деньгами? И оставил номер карточки. И, когда мы доехали до Перми, нас подвела палатка. И в итоге оказалось так, что люди оставляли нам на карточке деньги, и нам хватило на новую палатку. Я не знал о поступлениях — карточка не привязана к сотовому.

— Здорово! Саша, вот ты был со своим попутчиком, другом, бок о бок полсотни дней. И в не самых простых условиях. Не каждая дружба проходит через испытания подобного рода. Как вы вместе выжили?
 — Я знал, что будет такой вопрос! Да, на самом деле это тяжело. Понятие дружбы слишком относительное стало, особенно в последнее время. Что такое вообще «друг»? Я понял, что это тот человек, который приходит на помощь, когда ты в беде. Неважно, сколько лет вы друг друга знаете. Мы ссорились с Ильёй, и раза три прямо жёстко.

— Видитесь сейчас?
 — Конечно. Мы даже во Владивостоке умудрились поссориться, за день до отъезда. День был загруженный. Слишком долго, слишком тесно, слишком близко. Да. Надоели друг другу.

— Чем отличается обычный человек от автостопщика?
 — Если брать в расчёт людей старшего поколения, например, родителей, то, как мне кажется, они вообще ничего не понимают. Ни к чему не подготовлены, всего боятся. Думаю, это давление СМИ, политики, законов. Само бытие. Всё это наваливается, и человек становится зашуганным, забитым. Ты выживаешь. А когда ты куда-то отправляешься автостопом, то пофиг на всё, ты просто радуешься мельчайшей ерунде. Тебе не нужны ни деньги, ни работа — это всё кажется такой глупостью. Настолько со стороны это всё неважно. Когда путешествуешь, складывается всё более и более полная картина мироздания и всего происходящего. Когда сидишь на одном месте, ты видишь одну грань, один кусок большого пазла. Я хочу как раз таки целостности.

— А чем этого можно добиться, путешествиями?
 — Суперразноплановостью. Путешествия, да — меняешь места, людей. А так ещё можно менять род деятельности. Надо сделать всё, что успеешь, что сможешь. Всё посмотреть, всё попробовать, везде побывать, испытать все виды эмоций.

— Применяешь это сам, или пока это «теория кунг-фу»?
 — Ну пока это теория. Я пока ещё в поисках. Ничего особо не посмотрел. Но есть понимание, что я хочу увидеть больше. Это может быть целью жизни, ведь в глобальном масштабе, чем мы тут вообще занимаемся? Есть ещё вариант не заниматься вообще ничем: медитировать, отпустить вообще все мысли, чтобы ничего не знать. Много читал про монахов-отшельников.

— А какие книги на тебя повлияли, какая литература тебе нравится?
 — Если честно, я книгам не очень доверяю. Нет, я читаю, но только когда вообще делать нечего. Но серьёзно их стараюсь не воспринимать, потому что это мысли другого человека. Это просто кто-то придумал, и неизвестно ещё с какой целью. Любимый автор есть — Пелевин. Первые книги у него крутые, он вкладывал себя, а потом читаешь дальше, и видно, что начинаются повторения. Коммерция влияет. Я стараюсь больше наблюдать, больше общаться вживую. Постигать через свой личный опыт.

— Вы ехали-ехали и добрались до Тихого океана. Что ты почувствовал, когда зашёл в него?
 — Мы не ставили себе цели. Всё своё ожидание мы вложили в дорогу. Думаю, что любая цель не может быть настолько важной, как путь до неё.

— То есть ты ничего не почувствовал?
 — Нет, конечно, почувствовал, я же человек (смеётся). Было приятно, прикольно, вроде ты чего-то достиг. Но это было не настолько важно. Сыграла роль постановка цели и разработка маршрута. Конечная точка в виде Тихого океана — это пожелание спонсоров, они хотели, чтобы была конкретика, а мы хотели просто покататься.

— Когда ждать фильма о вашем путешествии?
 — Много мыслей и идей, но пока непонятно, в каком формате он будет. Пока всё в процессе.

— Скажи, это того стоило?
 — Конечно! Мы просто и не рассчитывали ни на что. Но всё, что мы увидели и прожили, настолько превзошло наши ожидания, которых особо и не было. Я в последнее время стараюсь жить без планов и целей, всё происходит и так. Эта философия дошла до понимания того, что от меня вообще ничего не зависит. Я стараюсь расслабиться и просто получать удовольствие. Мы случайно натыкались на громадные карьеры, красивые места. Знаешь, бывало, выйдешь не на той остановке или заблудишься, идёшь километров десять такой весь уставший и вдруг — раз! Какая-нибудь захватывающая штуковина встречается. Это так перекрывает! Эти эмоции настолько настоящие и сильные. Мне кажется, я такого никогда не испытывал. Думал, мы просто покатаемся, поиграем, а в итоге мы так сильно эмоционально и психологически прокачались. Сколько тебе ещё идти, какой будет погода через 10 минут — ты ничего не знаешь и в итоге готов к любым изменениям. Благодаря этому путешествию я стал более открытым человеком.

 

— А каким будет твой следующий трип?
 — Я стараюсь не придумывать ничего не заранее. Есть желание уехать, чтобы не зимовать в России. Хочется тепла, чистоты, света. Вообще хочется весь мир объехать, посмотреть.

— Автостопом соответственно?
 — Да!

Фото: vk.com/knp_tuse