Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Правовой ликбез: итоги недели

19 января 2018, 12:34

Правовой ликбез: итоги недели
Фото: demo.foximstudio.com
Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

Выплата медикам в связи с переездом на работу в сельскую местность возможна только единожды

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности отказа субъекта РФ в осуществлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Закон № 326-ФЗ). Указанная норма в редакции, действовавшей на момент обращения работника за поименованной выплатой, предусматривала осуществление такой выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. При этом соответствующий договор в силу ч. 12.2 ст. 51 Закона № 326-ФЗ должен предусматривать обязанность медицинского работника проработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения. В случае же увольнения до истечения указанного срока работник должен вернуть часть выплаты, исчисленную пропорционально неотработанному времени.

В рассматриваемом случае работник воспользовался правом на получение соответствующей выплаты еще в 2014 году, однако в 2016 году, не отработав предусмотренные договором 5 лет, уволился в порядке перевода в другую медицинскую организацию (также расположенную в сельской местности) и вернул часть выплаты пропорционально неотработанному времени. На новом месте работник вновь обратился за предоставлением единовременной выплаты в той части, которая была возвращена им при увольнении, однако департамент здравоохранения субъекта РФ, в который прибыл работник, в осуществлении такой выплаты отказал (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 4 декабря 2017 г. № 70-КГ17-15).
Суды первых двух инстанций сочли притязания работника обоснованными, придя к выводу о том, что он отвечает всем требованиям, предусмотренным ч. 12.1 ст. 51 Закона № 326-ФЗ,
а положения названного закона не содержат нормы, запрещающей медицинскому работнику, возвратившему единовременную компенсационную выплату пропорционально неотработанному времени, повторно обратиться за её предоставлением по новому месту работы в размере той суммы, которая была возвращена.
Однако ВС РФ с такими заключения не согласился, указав, что рассматриваемая компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населённые пункты, однократно и её повторное предоставление (в том числе в той части, в которой она была возвращена по прежнему месту работы), противоречит правовой природе данной выплаты и действующему правовому регулированию.

Государственные эксперты теперь должны соблюдать кодекс профессиональной этики

Cегодня был принят Модельный кодекс профессиональной этики экспертов в сфере государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Об этом сообщается на официальном сайте подведомственного Минстрою России ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Ожидается, что соблюдение кодекса будет непосредственно влиять на профессиональную деятельность экспертов. Так, оно станет одним из критериев оценки качества такой деятельности и будет учтено при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности. Кроме того, эксперты, которые руководствуются положениями кодекса, смогут рассчитывать на поощрения. Тем же, кто нарушает его положения, напротив, грозят дисциплинарные взыскания.
Как уточняется в документе, кодекс представляет собой свод общих этических принципов и основных правил поведения, основанных на нравственных критериях и профессиональных традициях. Например, к этическим принципам отнесены такие, как объективность и беспристрастность, профессиональная компетентность, добросовестность, честность и ответственность, исключающие злоупотребление служебным положением, проявление необоснованного бюрократизма, волокиты и халатности. Также в своей деятельности, в соответствии с кодексом, эксперту нужно соблюдать закон и заниматься саморазвитием.
В числе прочего в документе указано, что при проведении государственной экспертизы эксперт не вправе вмешиваться в проектные решения, настаивать на их изменении, допускать устные оценочные суждения по представленным проектам. Он также обязан соблюдать конфиденциальность информации, ставшей ему известной в ходе проведения экспертизы и отказаться от проведения экспертной оценки в случае возникновения конфликта интересов. Экспертам, в соответствии с кодексом, запрещено принимать от физических и юридических лиц подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха и т. п. в связи с исполнением должностных обязанностей.

Аптеки обяжут предлагать покупателям в первую очередь наиболее дешевый взаимозаменяемый препарат

Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев (распоряжение Правительства РФ от 12 января 2018 г. № 9-р). Документ, в частности, предусматривает мероприятия по повышению конкурентности рынков лекарственных препаратов, медицинских изделий, медицинских услуг и БАД.

Так, документом предусмотрен ряд мер по совершенствованию информационного обеспечения в целях развития рынка взаимозаменяемых препаратов. К примеру, планируется обязать аптеки предлагать покупателям в первую очередь наиболее дешевый взаимозаменяемый препарат из числа имеющихся в наличии. Покупателей также будут информировать о наличии более дешевых аналогов приобретаемых лекарственных средств.
Кроме этого, запланированосоздание списка референтных (зарегистрированных на территории России) препаратов, а также реестра типовых инструкций по применению взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Для недобросовестных производителей лекарственных препаратов, искажающих информацию о свойствах и характеристиках лекарственных препаратов в инструкциях к ним, предусмотрят административную ответственность. Также правительство сформирует позицию, относительно введения профессиональной ответственности медицинских работников за нарушение требований законодательства об обращении лекарственных средств и в сфере охраны здоровья. Реализация этих мер запланирована на июнь 2018 года – январь 2019 года.
План включает меры в сфере государственной регистрации лекарственных препаратов, в первую очередь это касается лекарственных средств, предназначенных для лечения редких заболеваний. К примеру, предусмотрены такие меры, как установление административной ответственности производителей биотехнологических лекарственных средств за задержки в проведении клинических исследований своей продукции, а также за превышение установленных пределов стоимости передаваемых на исследование образцов лекарственных препаратов. Также планируется обеспечить доступ лекарственных средств, произведенных в ряде стран, на российский рынок без проведения клинических исследований на территории России. Реализация этих мер запланирована на 2018-2018 годы.
Помимо перечисленных мер, Планом предполагается проведение ревизии всех зарегистрированных БАДов, одноименных, или похожих до степени смешения с лекарственными препаратами. Кроме этого планируется установить запрет государственной регистрации БАДов, имеющих в составе лекарственные средства, а также запрет регистрации одноименных или похожих до степени смешения БАД и лекарственных препаратов.
Документ вступил в силу 12 января.

Эксперты рассказали об особенностях трансляции музыкальных произведений в торговых помещениях

Эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" ответили на вопрос, что необходимо учесть предпринимателю для организации музыкального сопровождения в магазинах розничной торговой сети, чтобы не нарушить закон.

В первую очередь они напомнили, что произведения науки, литературы и искусства являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана – интеллектуальной собственностью. При этом музыкальные произведения относятся к произведениям искусства и являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса). Другие лица, помимо правообладателя, не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Причем использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным (п. 1 ст. 1229 ГК РФ) и влечет ответственность, установленную законодательством.
В то же время, согласно ст. 1326 ГК РФ, публичное исполнение фонограммы допускаются без получения соответствующих разрешений правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. При этом сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограммы и его распределение между правообладателями осуществляются особой организацией по управлению правами на коллективной основе – Общероссийской общественной организацией "Российское Авторское Общество" (приказ Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. № 16, п. 2 ст. 1326, п. 1-2 ст. 1244 ГК РФ).
Плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юрлица и ИП, осуществляющие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в том числе в месте, открытом для свободного посещения (п. 2 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях). Таким образом, воспроизведение фонограмм в сети магазинов является публичным исполнением, и организатор такого исполнения должен заключить с правообладателем или соответствующей организацией по управлению правами договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения и выплачивать установленное условиями этого договора вознаграждение (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2009 г. № А05-3883/2008, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2008 г. № А43-30552/2007-29-103).
Эксперты подчеркнули, что обязанность выплатить обладателю исключительного права вознаграждение за публичное исполнение произведения возникает в силу закона (ст. 1326 ГК РФ). Поэтому, даже если указанный договор не будет заключен, у сети магазинов возникнет обязанность выплатить вознаграждение правообладателю транслируемых музыкальных произведений (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2008 г. № 18АП-4565/2008). При этом пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе (независимо от того, заключены ли с этой организацией соответствующие договоры) отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав установлена ст. 1311 ГК РФ. Согласно указанной норме обладатель исключительного права наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, ст. 1252, ст. 1253 ГК РФ), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, или двойную стоимость права использования объекта смежных прав, определяемую исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Роспотребнадзор открывает горячую линию по нарушениям при приеме банкнот нового образца

В ходе проведения всероссийской акции, которая пройдет в период с 18 по 25 января, специалисты ведомства и эксперты центров по консультированию потребителей расскажут об обращении купюр номиналом 200 и 2 тыс. руб., а также ветхих купюр, о правомерности отказа в оплате мелкими монетами и банковской картой. При этом с информацией о режиме работы и контактных телефонах "горячих линий" можно ознакомиться на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". Об этом сообщается на сайте Роспотребнадзора.

Проведение горячей линии ведомство связывает с сообщениями ряда СМИ о случаях отказа предпринимателей под надуманными предлогами в приеме банкнот нового образца у потребителей. В то же время отмечается, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России, а банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода (п. 1 ст. 140 ГК РФ, ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Таким образом, делают вывод специалисты ведомства, новые банкноты подлежат безусловному приему в счет оплаты при осуществлении наличных расчетов с участием потребителей. Напомним, с 12 октября прошлого года Регулятор ввел в обращение банкноты образца 2017 года номиналом 200 и 2 тыс. руб. (информация Банка России от 18 октября 2017 г. "О выпуске в обращение банкнот Банка России").
Потребители вправе по своему усмотрению использовать как национальные платежные документы, так и наличные расчеты (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"). При этом выбирать какими именно банкнотами или монетами расплачиваться за приобретаемые товары, работы и услуги потребители также могут самостоятельно. Это означает, что любой отказ продавца в приеме новых банкнот Банка России номиналом 200 или 2 тыс. руб. в счет оплаты тех или иных товаров должен рассматриваться как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно воспрепятствующее заключению договора купли-продажи, подчеркивает Роспотребнадзор.
Описанные действия предпринимателей могут быть расценены как включение в договор условий, ущемляющих права потребителя – административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа, максимальный размер которого для юрлиц установлен в пределах 20 тыс. руб. Либо предприниматели могут понести ответственность по ч. 4 указанной статьи КоАП за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). За это правонарушение для юрлиц предусмотрен штраф в размере до 50 тыс. руб.

В Госдуму внесен законопроект об усилении ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО

Повысить до 5 тыс. руб. размер сумм штрафов за правонарушения, предусмотренные ст. 12.37 КоАП, предлагает депутат Госдумы Сергей Вострецов. Причем предполагается усиление ответственности как за управление транспортным средством с нарушением условий полиса обязательного страхования гражданской ответственности, так и за неисполнение автовладельцем обязанности по приобретению полиса ОСАГО. То есть увеличиться с 500 руб. до 5 тыс. руб. и с 800 руб. до 5 тыс. руб. соответственно могут размеры штрафов, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Необходимость внесения в законодательство предложенных изменений1 автор инициативы объясняет низкой эффективностью действующих санкций. И в первую очередь это объясняется несоразмерностью стоимости полиса ОСАГО, которая в 2017 году в среднем составляла 5,8 тыс. руб., и размера штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Более того, возможность уплатить штраф за правонарушения в области дорожного движения с 50%-й скидкой в течение первых 20 дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа, предусмотренная ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, позволяет правонарушителю и вовсе уплатить только половину суммы штрафа. То есть действующие нормы КоАП РФ недостаточно стимулируют автовладельцев исполнять обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
При этом в случае ДТП добросовестный водитель не имеет возможности отремонтировать поврежденный автомобиль за счет страховщика виновника аварии, так как у последнего отсутствует полис ОСАГО. Защитить свои права в таком случае можно только в суде. Сергей Вострецов полагает, что с усилением ответственности автовладельцам будет выгоднее приобрести полис ОСАГО, чем уплачивать высокие штрафы, и это устранит соблазн не исполнять действующее законодательство.
Отметим, что в настоящее время обсуждается инициатива РСА о проведении либерализации тарифов ОСАГО – постепенной отмены фиксированных значений ряда коэффициентов по ОСАГО, устанавливаемых Банком России, которая может начаться уже с 1 июля 2018 года. В частности, предполагается, что страховщики будут учитывать не только характеристики автомобиля, цели его использования и вид собственника, но и манеру вождения водителя.

Материал подготовлен региональным партнером разработчика информационно-правового обеспечения ГАРАНТ — компанией «Плюс Гарантия» с использованием источника информации — портала ГАРАНТ.РУ.

Фото: ptzgovorit.ru, grafspace.com, fornosovo-adm.ru, nrf.com, риа-ленинск.рф, investtalk.ru