Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Тамбовская старина. Город Моршанск


Тамбовская старина. Город Моршанск
Данная книга посвящена описанию уцелевших памятников старины Тамбовской области.

Город Моршанск

Первые письменные сведения о Моршанске относятся к 20-м годам XVII века. В Шацкой писцовой книге Фёдора Чеботова, составленной в 1623 году, среди большой группы сель-поселений, расположенных в основной долине реки Цны, упоминается и деревня Морша, которая в то время входила в Верхоценскую дворцовую волость Шацкого уезда, а волость территориально охватывала бассейн нижней и средней Цны и являлась обширным владением царской фамилии.

В XVIII веке усилению торговых связей с Москвой, городами верхней Волги и Петербургом способствовала складывавшаяся сеть трактовых и водных путей. Река Цна в нижнем течении становится важным торговым путём. В это время наиболее крупными узлами гужевых дорог сделались города Козлов, Тамбов и село Морша, последнее к тому же стало и пристанью на Цне. В 60-х годах XVIII века от Морши к Москве и даже Петербургу по реке Цне в полную воду отходили барки, нагруженные хлебом. Увеличение притока зерна и других сельскохозяйственных товаров к ценской пристани обусловило создание новых перерабатывающих производств — мукомольного и салотопенного. В это время дворцовое ведомство строит на реке Цне крупную мельницу (на 24 постава) и плотину. К середине 70-х годов XVIII века Морша уже ничем не отличалась от многих тогдашних городов России, хотя и не являлась официально городом. Поэтому административная реформа России, проведенная при Екатерине II, лишь юридически закрепила за селом в 1779 году ранг городского поселения. Моршанск сделался центром обширного уезда Тамбовской губернии.

Развитие капиталистического уклада в России, ясно обозначившееся с 30-х годов XIX века, появление центров крупной промышленности в Подмосковье увеличили спрос на сельскохозяйственные товары, что создавало благоприятные условия для роста торговли, мукомольной и салотопенной промышленности в городах черноземного края и, в частности, в тамбовских городах. Этот процесс нашел особенно яркое отражение в хозяйственной жизни Моршанска, наиболее удобно расположенного по отношению к Москве и Подмосковью.

Разбогатевшее купечество (хлеботорговцы, скотопромышленники) строили дома-особняки, лавки, многочисленные лабазы. Предпринимались некоторые попытки к украшению города монументальными церковными зданиями. Так, в 1836 году был заложен Троицкий собор, строительство которого завершилось в 1857 году. Территория города в этот период была относительно плотно застроена; насчитывалось 1007 жилых зданий, в том числе 271 — каменное. Между тем в губернском Тамбове таких имелось всего 116 домов.

Писатель В. А. Гиляровский, посетивший город с труппой гастролировавших провинциальных артистов в середине 70-х годов XIX века, писал о нем: «Моршанск в то время был небольшим городком, известным хлебной торговлей; в нем жило много богатых купцов, среди которых были и миллионеры. Подъезжающих к Моршанску встречали сотни ветряных мельниц, машущих крыльями день и ночь. Внутри города, по реке Цне, стояла когда-то громадная водяная «Кутайсовская» мельница со столетней плотиной, под которой был глубокий омут и в нем водились огромнейшие сомы».

В 1875 году в городе вспыхнул большой пожар, который уничтожил около двух тысяч домов, торговые заведения, склады и промышленные предприятия. Общая сумма убытков достигала 10 млн. рублей. После пожара началось новое строительство жилых и казённых домов, магазинов, лавок, складов и предприятий.

Проведение железных дорог через Тамбовскую губернию в эпоху развития капитализма привело к глубоким изменениям экономики Моршанска. Город, который вырос как торговый центр благодаря Ценской пристани, стал терять свое былое значение. Железные дороги заменили водные и гужевые дальние перевозки хлебных грузов, игравшие более полутора столетий огромную роль.

В 80-х годах XIX века известные фабриканты Асеевы, оценив удобство положения Моршанска и наличие в нем дешёвой рабочей силы, выстроили на месте сгоревшей каменной мельницы на Цне суконную фабрику. В городе, таким образом, было положено начало формированию крупной промышленности. Фабричная обработка шерсти ориентировалась не только на местное, но и на привозное сырьё.

К концу столетия в Моршанске ясно определились контуры ведущих отраслей промышленности: табачно-махорочной, мукомольной и суконной, имевших общероссийское значение.
В 1910 году в городе насчитывалось 1335 домов, в том числе около половины каменных, 14 улиц протяженностью более 15 верст, четыре площади. В старом городе с прямыми улицами, чёткими кварталами домов-особняков преимущественно жила городская знать и находился центр коммерческой жизни, присутственные места.

Информация об архитектурном наследии Моршанска взята, в основном, из книги [25].
Рассмотрение памятников Моршанска начнём с главной и самой красивой улицы города – Интернациональной (ранее называвшейся Тамбовской).

Улица Интернациональная (Тамбовская)

Тамбовская улица. Фото начала ХХ века.

Ул. Интернациональная, 19. Одним из самых красивейших зданий Моршанска можно считать построенный ещё в XVIII веке особняк миллионера Платицина. Сосновский крестьянин Егор Иванович Платицин приехал в село Морша в 1775 году не по своей доброй воле, а после того, как в Сосновке по личному указу Екатерины Великой была ликвидирована секта скопцов. Её кормщика Кондратия Селиванова выслали в Сибирь, а Егор Платицин скрылся, осел в Моршанске и занялся здесь прибыльной торговлей - первоначальный капитал, имею в виду общую кассу сосновских скопцов, у него имелся солидный. К началу XIX века Егор Иванович был уже немолод, очень богат, имел дома в Моршанске (дворец на Тамбовской, несколько двухэтажных особняков на Солдатской - современной Красноармейской, другие постройки) и в Тамбове. Коммерцией он занимался с размахом, торговал с Англией мёдом, хлебом, пенькой.

Ул. Интернациональная, 21. Здание принадлежало Егору Ивановичу и Максиму Кузьмичу Платицыным.

Ул. Интернациональная, 31. Гражданское здание общественного назначения

Ул. Интернациональная, 33 (с интерьером). До 1917 года он принадлежал владельцу махорочной фабрики Г.В.Белоусову. Внешний вид

Дом Г.В.Белоусова. Интерьер

Дом Г.В.Белоусова. Интерьер

Дом Г.В.Белоусова. Интерьер

Интернациональная, 37.

До революции в этом здании был Гранд-отель, проживание в котором могли оплатить только очень богатые гости Моршанска. Рядом красный дом, в котором в 30-е годы XIX века жил небогатый купец-суконщик Яков Герасимович Морозов. По происхождению он был из крепостных крестьян, но в 1817 году его отцу удалось выкупить себя и свою семью на волю и организовать небольшое торговое дело. Яков Герасимович помогал отцу вести торговлю в Моршанске, а также ходил и ездил с суконным товаром по многим, преимущественно южным, городам России. Таких торговцев называли офенями. В Моршанске в 1835 году у Якова Морозова водилась дочь Евгения - в будущем она стала матерью знаменитого писателя Антона Павловича Чехова. В Моршанске прошли её детские и юношеские годы.

Ул. Интернациональная, 36. До революции здание принадлежало торговцу табаком Петрову.

Ул. Интернациональная, 39. Гражданское здание. Построено в конце XIX века

Ул. Интернациональная, 45 (Октябрьская площадь, 10).

Дом Исидора Петровича Попова – купца, городского головы и директора банка. Исидор Петрович Попов был уважаемым человеком в Моршанске. Происходил он из крепостных крестьян. Чтобы выкупиться от помещика, пошёл на оброк и гонял гурты скота от Астрахани. Получив самостоятельность, занялся оптовой продажей хлеба. Начинал десятником, потом нажил большое состояние. Имелись у него и четыре поместья: "Красный дом", Дмитриевка, Парля, имение под Тамбовом. За какие-то заслуги царь наградил Исидора Петровича личным дворянством. Приезжавший в Моршанск тамбовский губернатор всегда останавливался в его доме.

Ул. Интернациональная, 38. Дом Грачёвой. Фото начала ХХ века.

До революции был самым большим зданием в Моршанске. Грачёва, постоянно проживающая в Москве, использовала его как доходный дом с магазинами на первом этаже. Дом Грачёвой имел шикарный купол из лёгкой разноцветной металлической "черепицы" с двумя гордыми шпилями и семь балконов. У его чердачных окон ансамблем располагались невысокие колонны с трапециевидным верхом. Архитекторы раннего советского периода посчитали те детали непозволительно роскошными для рабоче-крестьянского сословия и потому убрали их как "вредные излишества".

Панорама. Дома Грачёвой и Попова.

Ул. Интернациональная, 52. Зданием до 1917 года владел купец Ковригин.

Ул. Интернациональная, 60. Зданием когда-то владел Михаил Яковлевич Прокофьев, но прежде оно принадлежало некому Геллеру. В нём располагалась типография. Именно у Геллера М. Я. Прокофьев и обучался издательскому делу, у него и выкупил впоследствии это производство. На втором этаже дома находились жилые комнаты Прокофьевых, на первом - магазин канцтоваров, в том числе и производимых в собственной типографии. Цеха предприятия располагались во дворе. Кстати, здесь до сих пор можно увидеть оборудование, приобретенное Прокофьевым или даже Геллером ещё до революции. Удивительно, но и сегодня оно находится в рабочем состоянии.

Ул. Интернациональная, 61

Здание было построено в 1876 году и принадлежало городскому голове Алексею Ивановичу Рымареву. А.И.Рымарев родился в 1850 году, получил хорошее домашнее образование. Он был, пожалуй, самым крупным общественным деятелем города. В 1910 году А.И.Рымарев продал свой особняк городскому обществу; вскоре здесь открылось ремесленное училище.


Октябрьская (Торгово-Вознесенская) площадь


В самом центре Моршанска расположена Октябрьская площадь (прежнее название – Торгово-Вознесенская). В центре площади возвышался Вознесенский храм - освящён в 1799 году, взорван в ночь на 1 мая 1930 года, и часовня иконы Казанской Божией Матери - освящена в1863 году, разобрана в конце 1920-х годов.

Вознесенский храм

Часовня иконы Казанской Божией Матери и Вознесенский храм

С четырех сторон Вознесенскую церковь окружали торговые или гостиные ряды, построенные на средства моршанского купечества в 1819 году.

Октябрьская пл. Торговые ряды. Северо-западный корпус.

Октябрьская пл. Торговые ряды. Северо-восточный корпус.

Октябрьская пл. Торговые ряды. Юго-восточный корпус.

Октябрьская пл. Торговые ряды. Юго-западный корпус.

Торговые ряды. Фото начала ХХ века.

Октябрьская пл., 31. «Красная аптека».

Здание до 1917 года принадлежало городскому обществу. На втором его этаже были городская биржа и гостиница. Первый этаж занимали трактир второго разряда, аптека и магазин Каптера "Дамские шляпы".

«Красная аптека» до революции



Октябрьская пл., 32. Здание построено в XIX веке и принадлежало купцу Ядову. Потом здесь открылся коммерческий банк. На большой вывеске крупными буквами было написано: «Русский торгово-промышленный коммерческий банк в Санкт-Петербурге. Моршанское отделение».

Октябрьская пл., 31

Это здание и следующие за ним два дома принадлежали купцу Афремову, торговавшему верхней одеждой – пальто, костюмами. Второй этаж магазина когда-то украшали скульптурные женские фигурки.

Октябрьская пл., 9 и 10. В здании до 1917 года размещалось мужское реальное училище.

Ул. Октябрьская, 33.

Угловой дом справа принадлежал братьям Корнышевым

Октябрьская пл.,12

До 1917 года в Моршанске был только один кинематограф, как говорили тогда, — «синематограф». Он располагался на втором этаже этого здания и назывался «Стелла». Принадлежал синематограф скрипачу Вышинскому. На первом этаже здания размещались ресторан и гостиница под названием «Гостиница — Россия — Моршанск». До 1916 года её держали Дутовы.


Улица Лотикова (Софийская)


Улица, границы которой обозначены ул. Пролетарской и Красной, до первого ноября 1918 года носила очень красивое название — Софийская. Своё название она получила в честь Софийского собора — старейшего храма города, который был возведён в те далёкие временна, когда Моршанск был селом Моршей. Уничтожен в начале 1930-х годов.

Софийская улица. Фото начала ХХ века.

Ул. Лотикова. Успенская церковь. Строительство храма Успения Пресвятой Богородицы старообрядческой общины Моршанска было начато в 1913 году (был построен в 1914 г.). Его на свои средства возводила супруга богатейшего моршанского купца А.А. Смесова Мария Ивановна (урождённая Никифорова).

Ул. Лотикова, 52

По указу императора Николая II в 1896 году в Моршанске была основана женская гимназия, её тогда называли «министерской». Председателем попечительного совета женской гимназии был городской голова А.И. Рымарев. По его инициативе был приобретён дом для этого учебного заведения, причем половину суммы Алексей Иванович внёс лично. Здесь занимались дочки городских дворян, купцов и зажиточных мещан, изучавшие не только общеобразовательные предметы, но и, например, искусство экономного ведения домашнего хозяйства.

Здание женской гимназии. Фото 1910 года.

Ул. Лотикова, 68.

Ул. Лотикова, 72. Старинное красивое здание занимает целый квартал между улицами Евдокимова и Советской (Первая и Вторая Базарные). До 1917 года здесь размещалась мужская гимназия.

Мужская гимназия. Фото начала ХХ века.

Ул. Лотикова, 87.

Ул. Свободная (Набережная)


Самая первая, самая старая улица Моршанска до революции 1917 года называлась Набережной. Именно здесь, на берегу Цны, в конце XVI - начале XVII веков (в письменных источниках с. Морша упоминается с 1623 года) селились крестьяне, бежавшие от бар-крепостников в поисках лучшей доли и плодородных черноземов.

Угол улиц Советской и Свободной. Особняк Рымарева.


Городской голова А.И. Рымарев заслуживает того, чтобы о нем рассказали особо. Общественную деятельность в Моршанске он начал в 1902 году, когда был избран гласным Моршанской городской Думы. По его инициативе были построены новые казармы у Базевской заставы. Благодаря этому значительно упорядочилось размещение в городе войск, за что 28 ноября 1902 года от городской Думы Алексею Ивановичу был поднесен Благодарственный адрес.

А.И. Рымарев

А.И.Рымарев являлся председателем попечительского совета женской прогимназии, которая по его же инициативе была преобразована в гимназию и для которой был куплен дом по ул. Софийской за 2150 рублей, половину которых Алексей Иванович внес лично. В 1903 г. А.И.Рымарева избрали на должность городского головы городской Думы Моршанска и председателем городской управы. Эти обязанности он исполнял до 1916 года.

В том же 1903 году А.И.Рымареву выпала честь присутствовать на службе, посвященной обретению мощей преподобного Серафима Саровского. Он преподносил Николаю II хлеб-соль от городов Тамбовской губернии. Так же Алексей Иванович чествовал государя и во время его визита в Моршанск летом 1904 года. Он встречал в соборе и великого князя Сергея Александровича.

В 1905 году благодаря хлопотам А.И.Рымарева для приходских училищ выгодно приобрели два дома. В 1906 году по его же ходатайству из общеземской организации пострадавшим от неурожая моршанцам было выдано пять тысяч рублей пособия. Другое пособие — четыре тысячи рублей — предназначалось для организации общественных работ. Благодаря этому в городе укрепили берег Цны и сделали отвод воды, идущей со станции Моршанск; была обустроена Набережная улица; появилась хорошая торговая площадь у здания Красного Креста. Кроме того, открылись параллельные отделения при женском и мужском приходских училищах.
Старания Алексея Ивановича на благо городского общества моршанцы оценили по достоинству — он был избран городским головой на второй срок, ему вручили также Благодарственный адрес от горожан.

В 1907 г. в Моршанске открылась женская профессиональная школа имени Василия Егоровича и Евдокии Семеновны Болдыревых — в ней обучалось 56 человек. Тогда же в городе положили начало керосино-калильному освещению улиц, в 1916 году в Моршанске было уже 48 фонарей. В 1908 году на Набережной улице, напротив собора, был обустроен, засажен деревьями бульвар, где горожане могли отдыхать, любуясь Цной и храмом. Тогда же началось грандиозное сооружение городского водопровода и центральной электростанции на ул. Театральной, оконченное в 1916 году.

Для беднейших горожан в Моршанске открылась низшая ремесленная школа им. М.М.Рымарева. Алексей Иванович продал городскому обществу для этой цели, видимо, недорого свой особняк по ул. Тамбовской.

На заседании Моршанской городской Думы в 1916 году её гласные единодушно вынесли городскому голове А.И. Рымареву свою признательность за его выдающиеся труды. Они единодушно постановили присвоить Алексею Ивановичу звание Почетного гражданина г. Моршанска с поднесением ему грамоты, учредить при женской гимназии стипендии его имени, поместить портрет в зале заседаний Думы и присвоить его имя бульвару на ул. Набережной...

Ул. Свободная, 20. Городская усадьба Серебрякова. Главный дом

Ул. Свбодная, 23. Здание училища. Первое упоминание об этом учебном заведении относится к 1787 году. В то время здесь было организовано трехклассное мужское училище. В 1821 году его преобразовали в уездное, с трёхлетним обучением, а в 1872 году – в городское училище с шестилетним курсом обучения (по 2 года на каждом курсе).

Карла Маркса 68

Ул. Карла Маркса, 74. Дом жилой Фонталовой (с интерьером)

Ул.Красная, 33

Ул. Советская,25. Дом купца Каверина

Ул. Ленина, 25 и 27. Градостроительный ансамбль жилой застройки

Ул. Ленина, 29

Ул. Ленина, 60

До революции в этом здании размещалась одна из лучших гостиниц в городе, которая принадлежала Дубовой. На первом этаже здесь находился ещё и мануфактурный магазин Д.И.Ильина. В этом же здании были парикмахерская и магазин швейных машин "Зингер".

Номера Дубовой. Фото 1915 г.

Ул. Ленина, 73. Городская усадьба. Главный дом

Ул. Ленина, 73. Городская усадьба. Ворота

Ул. Пушкина, 13.

Ул.Пушкина, 24.

Ул.Пушкина, 40. Гражданское здание общественного назначения

Ул.Советская, 5. Дом генерала Пономарёва

Пивоваренный завод был построен купцом Белоусовым в 1914 году близ рек Цны и Лештавки. Выбор места был отнюдь не случайным, поскольку в технологии изготовления пива одним из главных слагаемых является вода, которая на месте строительства завода была поистине замечательной. Впрочем, и солод, и ячмень не уступали ей по качеству. Да и могло ли быть иначе, если Центральное Черноземье по праву считалось житницей России?

Пивоваренный завод. Фото начала ХХ века.

В заключение информации о городе Моршанске хотелось бы остановиться на интереснейшем материале М.Климковой [26].


30 октября 1837 года в России открылась трасса первой железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село. Однако мало кто знает, что в том же 1837 году, или, может быть, чуть позже, могла вступить в действие ещё одна рельсовая дорога — в Тамбовской губернии, но этому проекту тогда не суждено было сбыться…


В 1832 году в Тамбов прибыл новый гражданский губернатор Николай Михайлович Гамалей (1795–1859) — человек молодой и энергичный, образованный и наделённый живым умом (до того времени он занимал пост витебского губернатора). За шесть лет тамбовского губернаторства Н.М.Гамалей успел сделать много полезного: благоустроил город Тамбов, содействовал открытию публичной библиотеки, строительству зданий для женского Александринского института и Дворянского собрания, организовал конные бега и создание первой выставки продукции губернии.


В тот период правительство, активно занимавшееся проектами развития путей сообщения, обратило внимание на потребности Тамбовской губернии, начав работы по улучшению судоходства на реке Цне, которая соединяла губернский Тамбов и уездный город Моршанск — один из российских центров хлеботорговли.


Н.М.Гамалей, очевидно, отдавал себе отчёт в том, что Цнинское судоходство имело сезонные неудобства, да и для его содержания необходимо было ежегодно выделять значительные средства. Он, видимо, также знал, что в стране зародилась идея создания железнодорожного транспорта — перспективная альтернатива гужевому и водному. Поэтому в 1835 году Н.М.Гамалей обратился в правительство с роектом Моршанской чугунной железной дороги. Все работы предполагалось осуществить на астные капиталы акционеров богатых дворян-помещиков и купцов, поэтому от правительства лишь требовалось одобрение инициативы, идущей «снизу», и утверждение проекта по созданию акционерного общества.
Проект губернатора Н.М.Гамалея, сохранившийся в архиве Тамбовской области, содержит описание железной дороги, подробную смету расходов на её возведение и дальнейшую эксплуатацию. Его реализация предвещала значительные выгоды государству, сельскохозяйственному производителю Тамбовской губернии, купцам, обществу акционеров и простому потребителю.


Протяженность железнодорожных путей от Моршанска до устья Цны должна была составить 100 вёрст, разделённых на равные части четырьмя станциями. У каждой станции предполагалось возвести объездные железные дороги (длиной по 5 вёрст), построить здания постоялых дворов, конюшни, сараев. Перевозка тяжестей должна была производиться фурами при помощи тягловых лошадей, однако не исключалось и применение «самокатной дороги» с «пароходом». Для уменьшения времени погрузки фур на всём протяжении пути от начального до конечного пункта предполагалось устроить «могазейны» — склады для хранения доставляемых в Моршанск продуктов.


Любопытно, что в расчётах Н.М.Гамалея уже учитывался опыт Петергофской железной дороги, находившейся в ту пору на стадии строительства, а также первой в мире Ливерпульской железнодорожной колеи, что свидетельствовало о хорошем знании вопроса по отечественным и зарубежным аналогам.


Справедливости ради надо сказать, что мысли о возведении рельсовой колеи в Тамбовской губернии приходили в голову не одному Гамалею. Весть о чудесном искусстве техники, созданном в 1825 году в Англии, будоражила просвещённые умы дворян. Во второй половине 1830-х годов майор Осинский представлял правительству проект железной дороги «Тамбов — Москва — Петербург». Другой тамбовский помещик Н. И. Кривцов (брат декабриста), ранее служивший в английском посольстве, а затем занимавший посты губернатора в Туле, Воронеже и Нижнем Новгороде, составил свой проект железнодорожного полотна, который должен был соединить Москву, Тамбов и Саратов. Однако время для воплощения этих смелых замыслов в России в тот период ещё не настало, поэтому проект губернатора Н.М.Гамалея, как и все остальные предложения тамбовских энтузиастов рельсовых дорог, не нашёл поддержки правительства.


Летом 1837 года наследник престола великий князь Александр Николаевич в сопровождении своего воспитателя поэта В. А. Жуковского совершил путешествие по России. В число городов, через которые пролегал его маршрут, вошли главные населённые пункты Тамбовской губернии. Из Моршанска путешественники отправились в Тамбов, где пробыли два дня и где их ждал роскошный приём с балом в Дворянском собрании, с большой выставкой, демонстрирующей уникальные достижения губернии.


Выставка тамбовской губернской продукции произвела на всех огромное впечатление. Жуковский записал в своём дневнике: «Выставка. Хлеб. Образец толщины слоя чернозема. Открытая свинцовая руда и сера. Индюшиный мех. Ковры. Мериносовая шесть. Сало. Мыло. Недостаток сбыта».


Очевидно, о «недостатке сбыта» шёл разговор между тамбовским губернатором и окружением наследника престола, а в этом контексте и о железной дороге. Поэтому в том же году Н.М.Гамалей повторно обратился в министерство со своим проектным предложением. И хотя Главное управление путей сообщения опять подтвердило своё отрицательное мнение, предложение Н.М.Гамалея, как требующее особого внимания, обсуждалось в Комитете министра внутренних дел. Мало того, дело получило доступ к государю и было им одобрено. «Высочайшим повелением» разрешалось создать общество акционеров, о чём сообщалось правительству и администрации Тамбовской губернии.


Ответ, полученный правительством из Тамбова, можно сформулировать, используя бессмертные слова классика: «Одних уж нет, а те далече…» Дело в том, что когда в Тамбов пришло разрешение создать акционерное общество и строить рельсовый путь, «действительный статский советник и кавалер» Николай Михайлович Гамалей, обладавший всеми необходимыми знаниями и материалами по этому вопросу, уже был переведён на должность товарища министра государственных имуществ. Местные помещики, которые в 1835–1837 годах были готовы финансировать строительство, либо употребили свои капиталы на другие выгодные дела, либо умерли…

Составитель Литовка Ю.В.

Скачать книгу можно по ссылке