Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Правовой ликбез: итоги недели

26 марта 2018, 10:29

Правовой ликбез: итоги недели
Фото: national-expertise.ru
Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

С 1 апреля вырастет утилизационный сбор на колесные транспортные средства

Принято соответствующее постановление Правительства РФ от 19 марта 2018 г. № 300 «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Документом предусмотрено повышение с 1 апреля 2018 года коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора на новые транспортные средства и транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более трех лет. В связи с этим Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора изложен в новой редакции.
Напомним, утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Этот сбор предусмотрен ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291.

Так, для новых автомобилей с электродвигателями коэффициент сбора увеличится с 1,42 до 1,63, для транспортных средств полной массой не более 2,5 т — с 0,83 до 0,95, для машин полной массой от 2,5 т до 3,5 т — с 1,32 до 2, а для грузовиков массой свыше 3,5 т, но не более 5 т — с 1,65 до 1,9. В свою очередь, коэффициенты утилизационного сбора составят для машин с рабочим объемом двигателя:

  • не более 1 тыс. куб. см — 1,65 (сейчас — 1,42);
  • от 1 тыс. куб. см до 2 тыс. куб. см — 4,2 (в настоящее время — 2,21);
  • свыше 2 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см — 6,3 (действующий размер — 4,22).

Самые высокие коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора установлены для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет, с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 куб. см (35,01), от 3 тыс. до 3,5 тыс. куб. см (28,5) и свыше 2 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см (24,01). А самые низкие — для прицепов категории О, выпущенных в обращение на территории России (0,5), и новых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования (0,17).

При этом коэффициенты расчета сбора для транспортных средств с рабочим объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см, но не более 3,5 тыс. куб. см, а также свыше 3,5 тыс. куб. см не изменятся (они по-прежнему будут равны 5,73 и 9,08 соответственно). Также сохранятся размеры базовых ставок для расчета суммы утилизационного сбора (для выпущенных в обращение на территории России транспортных средств категории M1 — 20 тыс. руб., категорий N1, N2, N3 — 150 тыс. руб.).

Кроме того, из категории новых транспортных средств в отдельную группу выделены транспортные средства, произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска. Для них предусмотрены пониженные коэффициенты расчета утилизационного сбора. Также, с учетом того, что технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» относит полуприцепы и прицепы к колесным транспортным средствам, правительственным постановлением механизм взимания утилизационного сбора распространен и на полуприцепы.

Отмечается, что увеличение ставок утилизационного сбора по видам техники составит в среднем порядка 15%. Предполагается, что это поспособствует созданию условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов.
Правительственное постановление вступит в силу с 1 апреля 2018 года.

Во время простоя работодатель не может отправить сотрудника в отпуск без сохранения зарплаты

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант», отвечая на вопрос, вправе ли работодатель отправить работников в отпуск без сохранения заработной платы без увольнения в связи с простоем рабочих объектов работодателя.

Специалисты пояснили, что возможность направления работника в отпуск без сохранения зарплаты, хотя и на основании заявления работника, но в связи с обстоятельствами, связанными с деятельностью работодателя, трудовым законодательством не предусмотрена. При этом, в соответствии с существующей судебной практикой направление работника в такой отпуск считается нарушением законодательства (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 9 ноября 2015 г. по делу № 33–3116/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2012 г. по делу № 33–930).

Кроме того, недопустимость направления работников в «вынужденные» отпуска без сохранения зарплаты на период оплачиваемого простоя предприятия отмечал ранее и Минтруд России (постановление Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40).

По мнению экспертов, ситуации, при которых работодатель не может обеспечить работников работой, следует квалифицировать как простой, то есть временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 Трудового кодекса). И в указанный период работодатель не вправе требовать от сотрудника написать заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 мая 2017 г. по делу № 33–3309/2017).

Напомним, что время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника. А время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. При этом время простоя по вине работника не оплачивается (ч. 1–3 ст. 157 ТК РФ).

В апартаментах могут разрешить временную регистрацию

Минстрой России предлагает предоставить гражданам возможность регистрироваться по месту пребывания в указанных помещениях. При этом для исключения возможных злоупотреблений в части определения помещений, предназначенных для временного пребывания, предлагается предоставить органам власти субъектов Федерации полномочия включать здания, в которых находятся апартаменты, в специальные перечни. А Минстрой России, согласно законопроекту, будет устанавливать порядок ведения такого перечня, а также требования к помещениям для временного пребывания, которым апартаменты должны соответствовать.

Сейчас местом пребывания гражданина, по адресу которого он вправе временно зарегистрироваться, может быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилье, не являющееся местом жительства гражданина (абз. 1 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ). В число жилых помещений входят: жилой дом (его часть), квартира (часть квартиры) или комната (ст. 16 Жилищного кодекса). А в качестве жилых помещений рассматриваются квартиры и комнаты в многоквартирном доме, но не в нежилом здании, в котором располагаются апартаменты. Отметим, что под ними принято понимать помещения, используемые для временного проживания в нежилых зданиях.

Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 27 марта.

Оформлять полисы ОМС могут разрешить в МФЦ


Минздрав России представил проект новых правил ОМС. Из предложенных министерством нововведений в указанной сфере можно отметить:
• МФЦ получат право принимать от граждан заявления о выборе/замене СМО; готовые полисы ОМС можно будет получать там же;
• поменять СМО можно будет также через портал госуслуг;
• полис ОМС может быть либо бумажным, либо в виде пластиковой карты с электронным носителем. Но на УЭК его больше записывать не будут;
• прописываются подробные правила информирования пациентов о необходимости пройти диспансеризацию;
• страховые представители теперь разбиты на уровни: представитель 1 уровня информирует о диспансеризации и проводит опрос о качестве и доступности медпомощи, представитель 2 уровня составляет списки лиц, подлежащих диспансеризации, и организует их оповещение, а представитель 3 уровня работает с жалобами пациентов.

Кроме того, из проекта исчезли положения о предоставлении СМО 10% экономии целевых средств, хотя эта норма осталась в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?

Минфин России, отвечая на вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров, высказал позицию о неправомерности такой распространенной среди работодателей практики, при которой работники проходят указанные осмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов (письмо Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 03–15–06/7527).
Как указали в ведомстве, предусмотренные ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не предусмотрена.

Отметим, что ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка их проведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н,очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 мая 2015 г.№ 12–232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22 ноября 2011 г. № 33–3776, определение Мурманского областного суда от 5 июня 2013 г. № 33–1940–2013).

Материал подготовлен региональным партнером разработчика информационно-правового обеспечения ГАРАНТ — компанией «Плюс Гарантия» с использованием источника информации — портала ГАРАНТ.РУ.

Фото: i-webz.ru, club-volonterov.ru, coolhouses.ru, art-b-c.ru, kadrovyhdel.ru