Для тех, кому не безразлична судьба театра и всё, что с ним происходит, май уже более десяти лет ассоциируется с фестивалем Н.Х. Рыбакова. Это единственный в России актёрский фестиваль. В жёсткой конкурсной борьбе здесь жюри оценивают личностные и профессиональные качества артистов
Если ведущая Анна Тимошина вышла в платье в пол, если на две недели Тамбов становится актёрской столицей Россией, значит, всё в порядке. Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова есть и будет.
В этом году Рыбаковский фестиваль не обойдётся без сюрпризов. Кроме уже полюбившихся Тамбову театров из Самары, Пензы, Липецка приедут театры из Дагестана, Кургана и Петербурга.
Торжественно открыл фестиваль приглашённый гость – Драматический театр «На Литейном», г. Санкт-Петербург. Постановку «Отцы и сыновья» привёз режиссёр Сергей Морозов. Он уже в четвёртый раз посещает фестиваль Н.Х. Рыбакова, и каждый раз выступает с разными театрами.
«Отцы и сыновья» - спектакль по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрилла. В неё режиссёр добавил много от романа Тургенева «Отцы и дети». Признался, что в зарубежном произведении ему не хватило разговоров о любви, смерти и судьбе человека.
За основу взята именно пьеса Фрилла, потому что она была переведена в начале уже 21 века. Герои разговаривают на более современном языке. А чтобы зрителю стало легче воспринимать актёров на сцене, в стилизованные под 19 век костюмы добавлены элементы сегодняшней моды.
Герои уже не кажутся такими старомодными. К тому же все актеры подобраны по возрасту, указанном в книгах. Например, Николая Кирсанова (отца Аркадия Кирсанова) все привыкли представлять стариком с сединой и большим пузом, хотя по роману ему всего лишь 43 года.
Художником-постановщиком стал Олег Головко, который в 2013 году уже взял приз «За лучшую сценографию» на Рыбаковском фестивале. Основа этого спектакля – белый занавес, на котором есть графитные карандашные наброски деревни. Он динамичен: то заменяет стены комнат, то уличный фон, то просто стену, которая ограждает Евгения Базарова от всех вокруг.
В комнате нигилиста Базарова есть чёрная стена, на которой он фиксирует белым мелом свои размышления и переживания как человек науки. Это будто отражение его мыслей: то они чёткие и ясные, то перемешиваются, заезжают друг на друга.
Создателям спектакля было важно нащупать импульс современного человека, чтобы ему захотелось вникнуть и задуматься над произведением. Даже музыкальное сопровождение было подобрано на сегодняшний лад.
На генеральной репетиции я сказал, что одна из сверхзадач спектакля, чтобы кто-нибудь после просмотра достал томик Тургенева и перечитал его. Буквально этой же ночью мне пришло сообщение: «Сергей, ваша задача частично выполнена. Я сейчас читаю Тургенева».
Никто не знает, как нужно поставить классический спектакль так, чтобы он был интересен всем в любое время. Результат можно судить только по реакции зрителя. И Тамбов в финале встал с громкими криками «Браво!»