Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Самое безопасное место – под одеялом королевы. Как стать «Фавориткой» (18+) До «Оскара» осталось совсем немного времени. И на прошлой неделе в российских кинотеатрах вышла еще одна картина, которая поборется за престижную награду в десяти номинациях. Похоть, кролики, сплетни, интриги и история – рассказываем почему отечественные кинокритики так благосклонны к новой ленте Йоргоса Лантимоса.

Самое безопасное место – под одеялом королевы. Как стать «Фавориткой» (18+)

4 февраля 2019, 13:16
Самое безопасное место – под одеялом королевы. Как стать «Фавориткой» (18+)
Фото: www.kinopoisk.ru
До «Оскара» осталось совсем немного времени. И на прошлой неделе в российских кинотеатрах вышла еще одна картина, которая поборется за престижную награду в десяти номинациях. Похоть, кролики, сплетни, интриги и история – рассказываем почему отечественные кинокритики так благосклонны к новой ленте Йоргоса Лантимоса.

Сюжет

Итак, что нужно знать. Йоргос Лантимос — греческий режиссер, снявший «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя». Удивителен его выбор в пользу фильма о британской истории, костюмированного, напыщенного и снятого по чужому сценарию. А вот выбор актрис — неудивителен. Режиссер уже работал с Оливией Колман, Рейчел Вайс и Эммой Стоун.

Фильм начинается с того, как героиня Эммы Стоун — Эбигейл — падает лицом в грязь. Она приехала ко двору, чтобы кузина — леди Сара, фаворитка Анны — устроила ее на работу. Эбигейл проходит путь от кухарки до настоящей леди, перескакивая с места на место и представляя из себя хитроумную машину для достижения целей.

Всё, что кажется хоть немного настоящим, оказывается притворным; антуражу лести и хитрости не противопоставляется ничего. Леди Сара хочет управлять государством, жаждет власти; Эбигейл ищет «островок безопасности», который маячит в постели королевы. «Мы играли в разные игры», — говорит леди Мальборо (Сара). И, действительно, так.

За что хвалят

Костюмы

Моя коллега, работающая в модном издании в Санкт-Петербурге, отправилась на предпоказ фильма. Понятно, по какой причине — костюмы эпохи Анны — один из главных плюсов ленты, на котором в течение фильма не раз фокусируется пристальное внимание камеры. Например, за тем, как королеву одевают в костюм для поездки на лошади, мы наблюдаем несколько минут; и столь же долгими кажутся секунды, потраченные оператором, следящим, как поднимается и опускается грудь Рейчел Вайс в тугом корсете.


«Еще один важный и новый для Лантимоса участник творческого процесса — выдающийся художник по костюмам, многократный лауреат «Оскара» Сэнди Пауэлл («Орландо», «Влюбленный Шекспир», «Золушка»). Костюмы сумасшедше прекрасны и заслуживают отдельной выставки где-нибудь в Букингемском дворце или Виндзоре; камера, снимающая ночную жизнь двора при свечах, без других источников света, напоминает о достижениях Кубрика в «Барри Линдоне», — пишет Антон Долин в «Медузе».

Актерская игра

Три актрисы фильма номинированы на «Оскар». Оливия Колман — за образ Анны на главную женскую роль, Рейчел Вайс и Эмма Стоун — на лучшую женскую роль второго плана, и поэтому борьба между фаворитками продолжается и по сей день.


«Оливия Колман в роли королевы Анны бесстрашно переходит от карикатуры («С этим макияжем ты похожа на барсука», — хладнокровно констатирует ее любовница) к душещипательной драме», — считает Антон Долин. И продолжает: «Однако главная звезда «Фаворитки», конечно, Эмма Стоун, сыгравшая Эбигейл. Позади у нее работа с Вуди Алленом, венецианский приз и «Оскар» за «Ла-Ла Ленд», ряд других выдающихся ролей, в том числе в «Бердмэне», но никогда еще она не была настолько очаровательной и двуличной, естественной и соблазнительной, искренней и просто живой, как здесь».

Актуальность

Сказать, что сюжетно, даже скорее фабульно, сценаристы нас удивили — нельзя. По факту — две женщины (хотя и пол тут не играет значение) у постели умирающей борются за то, что им нужно с помощью лести, обещаний любви и интриг. Разве такого сейчас не бывает?
«Сюжет-то универсальный, вечный: легко представить себе, как, скажем, впадающая в деменцию старушка доживает свои годы в трехкомнатной квартире в центре, а две беспринципные наследницы заранее подготавливают почву для единоличного владения вожделенными квадратными метрами. Только в данном случае речь идет не только о стремлении к материальному благополучию, но также и о второстепенных, но куда более серьезных, чем то, что поставлено на карту, вещах», — пишет Алексей Литовченко в «Российской газете».


Но на поверку, вопросы поднятые, в картине настолько глубоки, философски и вечны, что ты с предвкушением ждешь на них ответа. Ну вот, может, она ее любит? Ну неужели дружба ничего не значит?

«Лантимос искренне не видит разницы между восемнадцатым столетием и двадцать первым. Его интересуют, как когда-то древних греков, абсолютные величины, невозможные в обществе несвободных, несовершенных, ограниченных людей. Есть ли у любви пределы? Когда этот вопрос задают в начале фильма, зритель смеется: очевидно, что всерьез на него давать ответ в костюмной комедии никто не станет. Но затем он снова звучит в эпилоге — неожиданно пронзительном и щемяще-трагичном. И тогда политический фарс о смене власти в постели королевы (а значит, и в стране) внезапно превращается в плач по невозможной — не только для монарха, но и для кого угодно, — бескорыстной близости, когда отдаешь возлюбленному себя всего и ничего не желаешь взамен», — говорит Долин (вообще, мне очень понравилась данная рецензия, полностью ее можно прочитать здесь).

Операторская работа

Если решите посмотреть фильм в кинотеатре, подготовьтесь к тому, что вам будет несколько непривычно. Все дело в операторской работе — ее критики очень сильно хвалят.


«Последнее Лантимос хорошо осознает и поэтому весь фильм передает приветы Гринуэю и Кубрику, а еще на этот раз он пригласил снимать мощного английского оператора Робби Райана («Грозовой перевал», «Строго на запад»). Райан использует широкоугольные объективы, которые, помимо всего прочего, создают эффект рыбьего глаза. Особенно в узких коридорах замка. Как будто подглядываешь в глазок за тем, как напомаженные мужчины в гигантских париках и властные женщины бродят при бледно-желтом болезненном свете свечей по Кенсингтонскому дворцу», — пишет Павел Матяж в 66.ру.

За что ругают

Наигранность

К слову, на пафос, фарс, костюмы и местами карикатурные действия персонажей критики смотрят по-разному. Кто-то не рассматривает игру актеров как уподобление комедии, а ведь в первую очередь фильм — такая классическая греческая комедия о событиях начала ХVIII века.


«А в «Фаворитке» все же слишком много наносного, этой всей костюмированной клоунады, громких речей, хитроумных интриг. Лантимос слишком старается, его явно пугает сценарий (впервые он его не сам писал, ему дали чужой), ответственность перед студией, его нанявшей, звезды в кадре, и поэтому он заставляет всех отплясывать и переигрывать как в последний раз, лишь бы никто не заметил. Это как когда начальник просит тебя сделать то, что ты не умеешь, а ты врешь, что умеешь, чтобы запомниться и отличиться, и поэтому приходится изворачиваться, как у́ж на сковородке», — пишет Егор Беликов в ТАСС.

Историческая неверность

Итак, мнение, что Анна и леди Сара были любовницами ничем не подтверждено. Но фильму все же эта версия придает пикантности.


«Кстати, об истории. На самом деле всего этого, скорее всего, не было. То есть было, но не все и немного не так. У королевы Анны, старой и больной, правда были фаворитки, которых звали Сара и Эбигейл и которые друг друга недолюбливали. Однако как минимум насчет однополых отношений — тут есть сомнения. Может — были, может — нет. Большого значения это, в конечном счете, не имеет, зато допущение придает дополнительной пикантности. А еще кое-что придает дополнительной глубины», — пишет Алексей Литовченко.

Есть и другие моменты, которые пришлось заменить художественным вымыслом.
«Вокруг всех этих слабостей, а одной в особенности, и плетутся сюжетные кружева «Фаворитки». Большинство историков считают это маловероятным, но режиссер Лантимос и его сценаристы Дебора Дэвис и Тони Макнамара — сторонники самой что ни на есть скандальной версии событий. Что Сара Черчилль и Анна Стюарт не просто близкие подруги. Чтобы усугубить ситуацию, они преждевременно хоронят мужа королевы — принца-консорта Георга Датского, который исторически еще был жив в описываемое сюжетом фильма время, и отправляют на войну герцога Мальборо», — говорит Павел Матяж.

С чем сравнивают

Стакан воды (Россия, 1979) — вторая в СССР экранизация одноимённой пьесы известного французского драматурга Эжена Скриба об интригах английского двора начала XVIII века и их влиянии на политику.
Смерть Людовика XIV (Франция, 2016) — историко-драматический фильм 2016 года, поставленный режиссёром Альбертом Серра по его собственному сценарию с Жан-Пьером Лео в роли короля Людовика XIV.
Король-Солнце Людовик XIV очень любил обильно поесть и всю жизнь страдал от различных болезней. Их история велась в течение 64 лет. Врачи скорее залечивали, чем лечили короля — они поддерживали его жизнь, чтобы получить за свою работу больше денег. Один историк медицины, оценивая лечебную практику королевских врачей Валло, д`Акена и Фагона, писал: «Несомненно, нужно было иметь железное здоровье, чтобы выдержать это лечение коновалов».
Две королевы (Великобритания, 2018) — британский фильм режиссёра Джози Рурк по сценарию Бо Уиллимона. В основе сюжета лежит книга британского историка Джона Гая «Моя жизнь принадлежит мне: настоящая история Марии — королевы Шотландии».
Безжалостная Елизавета I и дерзкая Мария Стюарт соперничали в политике и любви. Как получилось, что во времена абсолютной власти мужчин, две женщины борются за престол Англии?

Мнение редакции

Редакция портала ВТамбове решила в этот раз оставить вас в недоумении. Несмотря на заявленную комедийную направленность и смонтированный в данном ключе трейлер, смеяться на фильме вы не будете. По-крайней мере, задорно и громко. А вот грустный внутренний смех непременно получите.