Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Это мой профсоюз! Скорсезе омолодил Де Ниро, Пачино, Пеши и снял «Ирландца». Почему это лучший фильм года На не совсем широкие экраны вышел новый фильм Мартина Скорсезе – «Ирландец». Портал ВТамбове не остался в стороне и подготовил еще один материал в рубрику #чтоговоряткритики

Это мой профсоюз! Скорсезе омолодил Де Ниро, Пачино, Пеши и снял «Ирландца». Почему это лучший фильм года

Это мой профсоюз! Скорсезе омолодил Де Ниро, Пачино, Пеши и снял «Ирландца». Почему это лучший фильм года
Фото: Кинопоиск
На не совсем широкие экраны вышел новый фильм Мартина Скорсезе – «Ирландец». Портал ВТамбове не остался в стороне и подготовил еще один материал в рубрику #чтоговоряткритики

Сюжет

«Ирландец» — 3,5-часовой фильма Мартина Скорсеза, выпущенный на одной из стриминговых платформ. Перед тем, как начать просмотр фильма, вам нужно хотя бы вкратце ознакомиться с историей таких известных в свое время личностей в Америке, как Джимми Хоффу, Рассел Буффалино и Френк «Ирландец» Ширан; от лица последнего и ведется все повествование. Основа нового фильма Скорсезе — документальная книга «Я слышал, ты красишь дома?», основанная на рассказах Ширана. «Красить дома» на гангстерском жаргоне — убивать людей. Хотя, возможно, это открытие было бы приятно получить во время фильма, так как его сопровождает лаконичная картина появления крови на стене.
На экранах разворачивается настоящая драма, начинающаяся с работы Френка дальнобойщиком, его знакомства с Буффалино, становления ганстером, продолжающаяся работой с известным профсоюзным лидером Джимми Коффу, исчезновением Коффу (в фильме он не просто исчез») и последними годами жизни в тюрьме всех причастных.

За что хвалят

Стариковский фильм
Называя данный фильм «стариковским» критики нисколько не пытаются обидеть Скорсезе, актеров или саму ленту. Речь идет скорее о чем-то ностальгическом, едва уловимом, тем, с чем все уже давно попрощались, а зря.
Гангстерскую тему режиссер развивал на протяжении всей своей жизни, и, наверное, лучшего финала придумать сложно.
«И все это в любом случае второстепенно рядом с подлинным достижением Скорсезе, который сумел, с одной стороны, убедительно откатиться по собственной карьере на четверть века назад, а с другой — сделать фильм именно стариковским в наиблагороднейшем смысле слова. «Ирландец» — элегия гангстерскому эпосу, в которой жанр на прощанье словно выпотрошен изнутри. Фирменные приемы Скорсезе — стоп-кадры, закадровые монологи и так далее — вроде на месте, и есть гениальные комические моменты, но чем дальше, тем больше в фильме воцаряется похоронная строгость. Действие подменяют диалоги, состоящие из многоэтажных эвфемизмов, скрывающих — не столько от прослушки, сколько от собственной совести — подлинные интересы собеседников», — пишет Станислав Зельвенский в Афиша Daily.

Более того, та самая «стариковость» проявляется в конце фильма. Героев пришлось не только омолаживать с помощью компьютерных технологий, но и старить.
«Последняя треть фильма бесценна. Ее не испортить даже размером экрана, хотя тут все в целом, кажется, удачно сложилось, «Ирландец» неплохо выглядит и в смартфоне. Главное на крупных планах: смерть неизбежна, во рту раскисает мякиш смоченного в вине хлеба — тайное причастие ни во что, кроме насилия, не верящих людей; вечно бы смотрел, как они жуют. Под конец в Скорсезе будто бы вселяется дух Серджо Леоне, который продолжает свой эпос «Однажды в Америке» (тоже, кстати, идет почти четыре часа, и никто особенно не жалуется). В опиумном дурмане Де Ниро вспоминает будущее, навещает былых друзей, а потом вдруг покупает себе гроб, кадиллак среди гробов», — пишет Василий Степанов в «Сеансе».
О том, что последние минуты фильма — что-то безумно трогательное и лучшее в истории кино — пишут практически все критики.
«Окончательно эта разрушительная сила времени раскрывает себя в последние (и лучшие) 15 минут «Ирландца». Тогда, наконец, становится понятно, зачем Скорсезе решил снять фильм со своими старыми подельниками. Он мог заставить Де Ниро набрать лишний вес для того, чтобы показать расплывшегося героя «Бешеного быка», но чтобы зритель смог увидеть постаревшего гангстера, ему пришлось дождаться, пока они оба разменяют восьмой десяток. Ведь никто и ничто не сможет так честно, жестко (и, да, аутентично) передать ощущение ушедшей жизни, как сама старость», — пишет Борис Шибанов в Газете.ру.

Актеры

Говорить о шикарнейшем актерском составе в новом фильме Скорсезе бессмысленно — все давно уважают и Аль Пачино, и Роберта де Ниро (несмотря на несколько сомнительных картин в последние годы). А вот Пеши, действительно, удивил. Он 50 раз отказывал Скорсезе, прежде чем согласился на роль Рассела Буффалино. И это — настоящий шедевр (сюда бы сейчас Светлакова).
«Де Ниро прекрасен, Пачино великолепен, но лучше всех двадцать лет фактически просидевший на пенсии и играющий, в отличие от коллег, против стереотипа Джо Пеши, который ни разу не повышает голос, но оказывается самым зловещим из героев», — пишут в Афиша Daily.
Тут сказывается и тот факт, что актеры прошли огромный профессиональный путь и эти роли – возможно последние хорошие роли в их карьерах.
«И хотя Де Ниро на позднем этапе разменял свой талант на второразрядные постановки, в «Ирландце» и он, и Аль Пачино играют божественно — как в последний раз. Собственно, это и есть «последний раз» на таком накале: повторить опыт вряд ли уже удастся. Еще и учитывая сверхдорогие компьютерные технологии омоложения, которые сделали возможным естественный переброс действия на десятки лет назад и вперед. Уникальность этого актерского мастер-класса также в том, что Де Ниро играет гиперреалистично, каждой складкой своего лица, что касается Аль Пачино, это скорее сгущенный образ-гротеск, и, взаимодействуя, две творческие техники безгранично расширяют пространство перевоплощения», — пишет Андрей Плахов в Коммерсантъ.


Художественная идея
Гангстеры — это, конечно, круто. Но если бы идея лежала на поверхности или главной целью режиссера был бы всего лишь рассказ об итальянской мафии — картину не оценили бы критики.

«Это трезвый, холодный, бесконечно грустный взгляд на проигранную жизнь, которая рифмуется с американской историей второй половины XX века — от Второй мировой до Югославии через «залив Свиней», убийство Кеннеди, Уотергейт и все остальное. 200 минут с участием самых ярких лицедеев мира в постановке живого классика выглядят огромным тортом, но приготовьтесь: он горький, и Скорсезе заставит доесть каждую крошку», — сообщает Афиша Daily.
На примере героев показана вся жизнь — ее жесткость, одиночество и неоднозначность.
«В отношениях этой блистательной несвятой троицы столько правды о человеческой природе, о корысти, болезненном самолюбии, предательстве, одиночестве и саморазрушении, а также о неизбежной победе старости и смерти, что конкуренцию этому вечному сюжету могут составить только самые великие, начиная с Шекспира», — рассказывает «КоммерсантЪ».
Главный герой
Френк Ширан в исполнении де Ниро — главный герой фильма, от лица которого ведется повествование и личность которого становится предметом вызова разнообразных эмоций на лицах зрителя. От жалости до ненависти, от понимания до дикого отчаяния.
«Ключ к тому, под каким углом нужно смотреть на его последнюю работу, возможно, стоит искать в названии. Для фильма, большая часть героев которого (если не все) так или иначе связана с итальянской мафией, «ирландец» звучит как «посторонний», «чужак». Изгой, человек, не вписывающийся в окружающую его среду, всегда был излюбленным типажом автора «Таксиста» и «Короля комедии». Однако по причинам как драматургическим, так и чисто рациональным, такие персонажи всегда оставались одиночками в его мире. На этот раз Скорсезе решил поместить своего маленького человека в криминальную структуру. Такое решение действительно дало гангстерской линии его творчества новое дыхание — Фрэнк Ширан в исполнении Де Ниро, несмотря на всю брутальность, не создает впечатления кровожадности. Он остается чужим в принявшей его среде итальянских преступников (в какой-то момент в фильме даже звучит реплика: «На встрече будут Тони, Тони, Тони, Тони и Тони!») и смотрит на все как бы со стороны», — говорят в Газете.ру.


Техническое исполнение
Ранее Скорсезе признался, что чуть ли не ненавидит Marvel, хочет показать, как нужно снимать кино. И… у него это получилось.
«Уроки «старой школы» видны и во всем техническом исполнении «Ирландца». Объявивший войну Marvel и супергеройским блокбастерам Скорсезе демонстрирует все «теплые и ламповые» способы удержания зрительского внимания, которыми можно заменить дорогостоящие спецэффекты — такому саспенсу, монтажу и использованию закадрового пространства (а попросту говоря — игре со зрительским воображением) кажется, действительно больше не учат», — сообщает Газета.ру.

За что ругают

Пресловутое компьютерное омоложение
Современные технологии позволили омолодить лица «старой гвардии», но выглядит это сомнительно, хотя к этому и привыкаешь.
«Да, фильм довольно тяжеловесен — особенно в первые сроки минут, когда хронология скачет, а по лицам главных героев, честно говоря, не разберешь, что за год на календаре. Да, он избыточно говорлив. Да, его цифровые фокусы производят забавный эффект: можно освежить лица, но трудно исправить осанку или омолодить по-стариковски скованные движения. Смотришь, как Де Ниро размахивается, чтобы кинуть в залив пистолет, и думаешь про себя — как бы удар не хватил любимого актера. Или сцена, где он бьет ногами какого-то несчастного каскадера — как бы не вывихнул колено! Но именно эта артритная пластика, поэтика ревматизма и болей в суставах заставляет отнестись к «Ирландцу» с какой-то особой нежностью. Такая боль: Скорсезе рассказывает о старости руками и ногами стариков. Позвольте, а как еще о ней расскажешь?» — говорит «Сеанс».
Не было ни одного критика, кто бы не прокомментировал данное решение режиссера.
«Так получилось, что преувеличенное внимание досталось техническому, в принципе, моменту: цифровому омолаживанию, которому подверглись главные герои. Насколько оно эффективно? Ну умеренно, конечно: никто из центрального трио, которому, как и режиссеру, под 80, по-хорошему не выглядит на 40–50 лет, несмотря ни на сглаженные морщины, ни на «тренеров по походке», о которых писали в прессе. Всех выдают глаза и язык тела — даже живчика Пачино. Мешает ли это фильму? Практически нет — разве что поначалу, пока привыкаешь», — пишет Афиша Daily.


Роль Пегги
Критики замечают, что женские персонажи в картине — немногословны. Феминистки из-за этого взбунтовались.
«Еще из известных артистов — Анна Пэкуин в небольшой, но чрезвычайно важной роли дочери Ширана. Феминистская критика отмечает, что у нее очень мало реплик, но, в общем-то, суть этого персонажа в том, что она с папой не разговаривает», — сообщает Афиша.
Именно в немногословности женских персонажей и зарыта собака.
«Самое главное в этом фильме, изобилующем многими выдающимися достоинствами, — именно его органичная кинематографичность, которая создает эффект глубокого погружения и сопереживания — и не обязательно жертвам (к которым относятся, в частности, бессловесные, но чрезвычайно выразительные женские персонажи), но и самим преступникам тоже», — сообщает «КоммерсантЪ».

С чем сравнивают

«Крестный отец 2» (1974) — кинофильм, вторая часть гангстерской саги Крёстный отец, сценарий которого частично основан на сюжете книги III романа «Крёстный отец» Марио Пьюзо (линия Вито Корлеоне). Фильм снят в 1974 году режиссёром Фрэнсисом Фордом Копполой.
«Славные парни» (1990) — американский художественный фильм, криминальная драма режиссёра Мартина Скорсезе. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро в образе Джимми Конвэя и Рэй Лиотта в образе Генри Хилла. Экранизация романа Николаса Пиледжи «Умник».

Мнение редакции

Скажем честно: нам редко удается увидеть рецензии, в которых практически не бывает отрицательных моментов. А еще — никто из редакции не испытывает особой привязанности к гангстерской тематике. Мы согласны практически со всеми критиками в том, что последняя часть фильма — бесценна. Вердикт — смотреть обязательно.