Наше знакомство началось на юге, переместилось на восток, откуда двинулось обратно в тепло, чтобы финишировать в родной грязи и холоде. Моя бы воля — перевел бы знакомство в более интимную плоскость, да поставил бы машину себе в гараж, но в Skoda Auto сказали: «Нет, салатовых не будет», — и я затянул мошну обратно.
Весной на мировой премьере в Тоскане было всё, да не про нашу честь. Например, в итоговой линейке для РФ так и не появилось дизельных версий. Жаль: я плевать хотел на «дизельгейт» и стоны янки, меня более чем устраивает 2,0 TDI, пусть его выхлоп и приближает апокалипсис, обрекая на смерть от удушья австралийских вомбатов.
Свидание в душной августовской Праге было мимолетным, как послевкусие моравского Ryzlink Rynsky, но все-таки насыщенным. Там я понял, что бояться базового 1,4 TSI в паре с механикой не надо. Да, «мужики не поймут». Да, есть вопрос к ресурсу четырех цилиндров, которым приходится таскать на себе пять метров и тонну четыреста массы.
Новый 1,4 TSI серии EA211 знаком по другим MQB-моделям концерна VAG. Вариантов форсировки два: 125 и 150 сил. |
Но нет, он не чахлый: с пассажиром (точнее, пассажиркой) на борту и тремя чемоданами машина бодра и легка, как юная лань. А на хайвее ненавязчиво поддерживает крейсерские 130 км/ч. Более того, по паспорту 1,4-литровый седан о 125 конях делает спурт до сотни меньше чем за 10 секунд. Это, к слову, ноздря в ноздрю с двухлитровой атмосферной Mazda 6 и на пять десятых быстрее двухлитровой Camry. Короче, экономии ради на 125-сильную версию можно смотреть смело, а мужикам, если что, беззастенчиво соврать: «Да тут два литра — отвечаю!» Не верят — смело давайте попробовать, но не владельцам Camry: с непривычки от такого драйва может ведь и укачать.
Конечно, в перспективы седана за миллион двести с мотором 1,4 и «ручкой» никто не верит даже в головном офисе «Шкоды». Поэтому хедлайнеры наших последних встреч — 1,8-литровые модификации и версии с 2,0 TSI. C этого места — подробнее.
Два литра — это 220 или 280 сил на выбор. В последнем случае — только с полным приводом. |
И сразу о грустном: двухлитровый Superb — это минимум 1,83 млн рублей. Вроде недавно живу, но еще помню времена, когда за эту сумму предлагался упакованный универсал. Но где теперь тот универсал, тот курс и тот кудрявый малый?
«Неупакованным» Superb за 1,8 млн назвать не позволит совесть. Тут есть всё: защита двигателя, штатная тонировка стекол, розетка для пассажиров сзади и в багажнике. Что уж говорить про такие банальности, как фронтальные и боковые подушки безопасности, плюс еще одна — для защиты коленей водителя. Ну и по мелочи: акустика с 11 динамиками, обогрев заднего дивана и прочий би-ксенон.
При этом он отделан на уровне премиум-класса, в мягкий пластик закатана и верхняя, и (что удивительно) нижняя часть консоли. Никакого колхоза в виде вставок «под дерево» или «под карбон», царство выверенной эргономики, мягкой кожи (за дорого) или мягкой алькантары (тоже задорого). Бывает всё и сразу — это называется «комбинированной отделкой», на ней и советую остановиться: меньше потеет спина.
Короче, миллион восемьсот — это миллион восемьсот, конечно, но его есть за что платить. Да и что такое в наше время миллион восемьсот? В Superb много места: ноги хоть вытягивай, хоть на потолок забрасывай. И все равно еще останется.
Тем более что там есть главное, чего нет у «однушки»: мотор и шасси. Хорошие. Очень. В здравом уме 220 турбоконей — за глаза. И даже чуточку больше.
Двухлитровый мотор в максимальной форсировке выдает 280 сил и 350 ньютонметров момента. На мой взгляд, эта дурь — излишняя. Душу заядлому раллисту потешит этот бесконечный напор тяги, но (мама! я это написал) его бесконечность какая-то сильно бесконечная. Двести и двадцать сил сверху — более чем. Но если хочется 4×4, то без вариантов |
Инженеры наконец-то надрессировали DSG работать так, чтобы на трассе она подавала тебе нужную передачу для затяжного обгона, а в городе не спотыкалась между 1-й и 2-й. Определенный прогресс по этой части был, кстати, сделан еще по ходу рестайлинга прошлого поколения Superb, но тут как-то прямо совсем хорошо. К тому же, с «двушкой» агрегатируется только 6-ступенчатая DSG, а это не то же самое, что семиступенчатая. Тут я поставлю многозначительное «…» и как бы отведу взгляд.
Динамика, если позволите, динамичная. Мощь и тяга не дурные, но разумные. Можно задушить всё кнопками с матерным словом из трех букв (Eco) и не спеша подташнивать на автопилоте в пробке. Американские экологи и вомбаты будут спокойны.
«Автопилот» балует, развращает: наловчившись, можно сотни километров загородных дорог полировать, лишь едва касаясь руля и совсем не трогая педали. Машина безукоризненно следует за автомобилем спереди. Если тот внезапно уйдет — находит новую цель и привязывается к ней. Если цель резко оттормозится — Superb оттормозится за ним, лишь в самой критической фазе попросив тебя наконец-то проснуться и нажать тормоз. Система слежения за разметкой работает так же безукоризненно: главное — чтоб на разметку был хотя бы намек, тогда электроника не даст вывалиться из полосы. |
Но можно неэкологично включить «S» и дать жару, превращая большие фуры на горизонте в маленькие точки в твоих зеркалах. Что характерно, сил двухлитрового мотора хватает не только на седан, но и на универсал. Ради которого, собственно, я и потащился на другой конец континента.
Если в двух словах, то Combi — точно такой же Superb, только с еще большим багажником.
Загружай его хоть вертикально, хоть горизонтально, багаж встанет идеально, а места останется еще под поклажу маленькой делегации из 18 человек. |
В багажнике, помимо прочего, нас ждут кнопка складывания дивана, переносной фонарик на левой стенке, розетка на правой, хитрые Г-образные фиксаторы (по желанию) и куча крючков и петель (по умолчанию). Если, конечно, кто-то и когда-то до них дотянется, потому что багажник больше напоминает трюм.
Если учесть, что у седана там и так было 584 — 1719 литров, то я не понимаю, кому может понадобиться еще 76 — 231 литр сверху!
Чтобы — что? Прятать христианских младенцев от царя Ирода? Сдавать посуточно командировочникам («расчетный час 12:00, отчетность»)? Устраивать тайные свидания вдали от жены и трех детей? А без трех Combi вряд ли нужен. В противном случае вы всегда будете возить за спиной пустыми примерно 2,5 кубометра воздуха. Охлаждать его летом, подогревать зимой и жалеть о незадействованном потенциале.
Потенциала моторного хватает и универсалу: связка «2,0 TSI + DSG» настолько легка на подъем и оперативна, что скорость то и дело вырывается за местные (весьма, кстати, лояльные) ограничения. Расход топлива при этом не позволит выйти за рамки бюджета: смешанный цикл с рваной ездой от 2 до 130 км/ч и обратно с тремя пассажирами и забитым багажником получается на уровне 9–9,5 л на 100 км пути. Для 220 коней и при такой загрузке это даже не «умеренно», это — великое ничто.
В чем отличие от седана чисто ходовое — более жесткая задняя подвеска, что логично: у «вагонов» она всегда жестче, ибо сама машина рассчитана на большую нагрузку. Но пассажиру, особенно придирчивому, эти инженерные тонкости объяснить будет трудно, но придется.
Потому что в седане с тем же мотором и на том же отрезке пути будет заметно комфортнее: меньше вертикального ускорения, меньше тычков на участках неровного асфальта или брусчатке.
Superb трехобъемный в этом отношении предпочтительнее: задняя подвеска более расслаблена, в отдельных режимах этого «более» хочется сделать менее. По большому счету у Skoda Superb с регулируемыми амортизаторами всего два реально нужных режима: либо Normal, либо Sport.
В «комфорте» же он становится ну излишне рыхлым, ну совсем валким. Да, мелкий рельеф перестает тревожить в принципе, а в крупную яму не страшно и заехать, но от такой качки заднему пассажиру (особенно в дальнюю дорогу) впору класть в кармашек кресла специальный пакетик — знаете, такой, как в самолетах? Я пару раз был близок.
Поэтому в реальной жизни — универсальный, в меру комфортный и не тошнотворный «Normal», а там, где асфальт кажется ровнее, можно включить и Sport: машина переключается в стойку и без промедления готова прописать двоечку, если ты вдруг наскочил на острую кочку.
От этого еще интереснее знакомиться с Superb с пассивной подвеской. Именно такая будет как минимум до следующего года на машинах российской спецификации. Пока что я не уверен, что адаптивную стоит ждать и переплачивать за нее. Почему? Российский Passat именно такой, и мне его стандартные пружины понравились больше. Надеюсь, у Superb сохранят тот же баланс, но об этом позже — российскому знакомству будет посвящена наша «Часть 2», вот только дождемся морозов покрепче и снега потолще. А то ну да правда моторы TSI совершенно не прогревают салон в –20, как о том судачат у подъезда? Подождите, расскажем совсем скоро.
А пока — о недостатках. А то уже бежит, бежит мой постоянный читатель, строчит неистово комментарий про мою ангажированность млада-болеславским обкомом. Потому что постоянному читателю кажется, будто я необъективен к «Шкоде» в целом и «Супербу» в частности. А меж тем у нового Superb есть масса неоспоримых и ужасающих своей циничностью недостатков. Один испытал я сам, про два других рассказали старшие товарищи.
Первый Ужасный Недостаток
Например, вы любите ездить по серпантинам «во всю дыру». У меня очень плохая новость: при сочетании перепада высот и чередовании поворотов легкая MQB' шная «морда» охотно разгружается, но затем с трудом загружается. В итоге у тебя на первой части маневра много сцепления передка, а при перекладке сцепления мало, машина сильно плужит. Чисто пройти хоть одну связку «правый-левый» (как вариант — «левый-правый») не удалось, как я ни старался догружать нос левой ногой. Не недостаток, а мрак!
И это еще не все.
Второй Ужасный Недостаток
Сам не слышал, но один мой друг сказал, что после 150 км/ч начинает сильно шуметь ветер в области кромки стекла и зеркал заднего вида. Уму непостижимо, как машину с такой ужасной аэродинамикой вообще выпустили на рынок?!
Третий Ужасный Недостаток
Говорят, после 200 км/ч Superb начинает сильно рыскать вправо-влево и очень неохотно слушается руля. Подтвердить не могу — всё проспал на заднем диване. Но если правда — то кошмар, конечно: машину со столь низким уровнем механического сцепления нельзя продавать!
Другими словами, если ваша манера езды хоть чуточку отличается от идиотской, то Superb может смутить лишь шелестом шин в арках. Громким шелестом. Я бы даже сказал — шумом. Которого тут быть не должно априори. Да, умом я понимаю, что немецкий папа не даст пасынку быть ровней своей кровинушке. Но несколько обидно, что талантливые чешские инженеры вынуждены ради корпоративной этики искусственно делать машину хуже.
И, так уж и быть, еще один кошмарный недостаток, чтобы не было даже малейшего повода обвинить меня в необъективности. Последние 200 километров пути прошли в яростных спорах с моим коллегой. Причем спор вроде бы об одном и том же, да и не спор вовсе. Но бранились мы до хрипоты.
— Понимаешь, — говорит коллега, — эта машина сделана математиками с линейками и суперкомпьютерами. Здесь нет ни единой эмоции — только строгий расчет, геометрия, правильные до тошноты линии. Ты должен сидеть правильно, ехать правильно, думать правильно. Тут ни одного изъяна, ничего такого, чтоб ты закричал: «А моя-то! У моей-то вон чо!»
И я с ним полностью согласен. И про линейки, и про отшлифованную идеальность каждой линии, про точное расположение каждого элемента и кнопки, вывереннное высшей математикой, и про отсутствие сколь-нибудь заметной фишки или изъяна. Но тут надо понимать, что мы антиподы. Я молод, он не совсем. У него набриолиненный чубчик системы «хохолок», а я расчесываю геометрически четкий пробор. Его устраивает какофония подкастов, меня успокаивает гармония скрипки и гобоя Баха.
Если в 9:00 надо стартовать, то в 8:58 я уже перевожу селектор в «S», а он в 9:02:38 еще только спускается в лобби со словами: «Во сколько чекаут?» Я тащусь от идеальной траектории «из широкого в узкий», а он того и гляди поедет в каждый поворот боком с дымом дорогущих покрышек Pirelli.
Короче, Superb — идеальная машина для людей без набриолиненного хохолка.
Нам нравится | баланс и гармония 220-сильного седана; отделка, багажник, тормоза, руль, задний диван, комбинированная отделка |
Нам не нравится | гиперболизированная избыточность 280-сильного универсала, пыль дорог и ветра свист |
Двигатель | Бензиновый | ||
Число и расположение цилиндров | 4 в ряд | ||
Рабочий объем, см³ | 1 395 | 1 984 | |
Макс. мощность, л.с. | 125 | 220 | 280 |
Макс. крутящий момент, Нм | 200/1400–4000 | 350/1500–4400 | 350/1700–5600 |
Привод | Передний | Полный | |
Коробка передач | | 6-ступенчатая роботизированная с двумя сцеплениями | |
Передняя подвеска | стойки McPherson с нижними треугольными поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости | ||
Задняя подвеска | многорычажная с одним продольным и тремя поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости | ||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||
Задние тормоза | дисковые | ||
Максимальная скорость, км/ч | 208 | 245 | 250 |
Время разгона | 9,9 | 7,0 | 5,8 |
Габариты ФОТО | |||
колесная база | 2 841 | ||
дорожный просвет | 149 | ||
Снаряженная масса, кг | 1 375 | 1 505 | 1 615 |
Шины | 215/60 R16 и 215/55 R17 | ||
Объем багажника, л | 625 — 1760 | ||
Расход топлива, л/100 км | |||
городской цикл | 6,9 | 7,8 | 8,9 |
загородный цикл | 4,6 | 5,3 | 6,1 |
смешанный цикл | 5,4 | 6,2 | 7,1 |
Емкость топливного бака, л | 66 | ||
Цена, от: | 1 184 000 | 1 839 000 | 2 059 000 |