Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Атмановские кулачки. Держи крепко за ворот! На традиционных играх «Атмановские кулачки – 2015», которые пройдут 28-29 августа в селе Атманов Угол Сосновского района, состоятся главные соревнования года по русской традиционной борьбе за вороток.

Атмановские кулачки. Держи крепко за ворот!

21 августа 2015, 16:18
Атмановские кулачки. Держи крепко за ворот!
Фото: архив «Атмановских кулачек»
На традиционных играх «Атмановские кулачки – 2015», которые пройдут 28-29 августа в селе Атманов Угол Сосновского района, состоятся главные соревнования года по русской традиционной борьбе за вороток.

В заправской борьбе без учёта весовых категорий встретятся лучшие борцы страны - победители различных соревнований проекта «Русские игры».

Жёсткие мужские забавы

Испокон веков ни одно народное гуляние на праздник не обходилось без традиционных игр. В их состав непременно включались состязания с воинским сюжетом. Эти, порой очень жёсткие, мужские забавы были народным образцом мужества и благородства. Они всегда проходили по неписаным правилам, которые передавались из поколения в поколение. Воинские состязания были не только способом помериться силой, но и народной школой подготовки.

Традиционные игры «Атмановские кулачки» проходят в престольный праздник села Атманов Угол – Успеньев день. Этот праздник в народном понимании переплетён с образом воина-героя. На Успенье ещё в начале XX века повсеместно проходило чествование георгиевских кавалеров. Главным событием игр была военная игра - кулачный бой стенка на стенку. В бою встречались различные «порядки» (концы) села. По мнению ряда историков, эта забава была подготовкой к реальному рукопашному противоборству и учила русских мужиков коллективному взаимодействию, основам стратегии и тактики группового боя. Сегодня большие кулачки вновь стали центральным событием традиционных игр «Атмановские кулачки».

Кроме того, в рамках этих игр проходит целый ряд воинских состязаний. Среди них – кила (русмяч), стрельба из лука по бабкам, свайка, рюхи, а также игровые поединки, в число которых входят различные воинские состязания – от палочного боя до разных вариантов борьбы.

Борьба любительская и заправская

Большим интересом у участников и зрителей игр неизменно пользуются соревнования в русской традиционной борьбе за вороток. На «Атмановских кулачках» проходят главные соревнования года по этой воинской забаве. Состязания проводятся в два этапа. Первый называется «любительская борьба», и здесь встречаются начинающие борцы, которые впервые пробуют свои силы в этой забаве. Борьбу начинаю дети, их сменяют подростки, и только потом на поле выходят зрелые участники. Схватки проходят с делением участников по весовым категориям.

Во втором этапе соревнований – «заправской борьбе», могут принять участие только лучшие борцы – победители соревнований любителей, которые проводятся в рамках проекта «Русские игры». Этот этап проходит в абсолютной весовой категории, а победитель признаётся лучшим борцом года и получает звание заправского мастера.

Встречи борцов проводятся по народной системе «на вызов». Зачинщики могут вызвать на поединок любого участника соревнований в своей возрастной и весовой группе. Для того чтобы пройти в следующий круг соревнований, борец должен одержать победу в двух схватках подряд. Борьба продолжается до тех пор, пока не останется один борец. Он и признаётся победителем игр.

Схватка проводится с обязательным захватом за ворот одной рукой. Захват определяется по жребию и его нельзя распускать до конца поединка. Второй рукой можно производить захват только во время атаки. Разрешены любые борцовские действия. Перед борцами стоит задача перевести соперника в положения на четвереньки, на боку, на спине или ничком. Борьба проходит по правилу «до одного раза», то есть тот, кто хотя бы один раз был сбит - проигрывает схватку.

Москва бьёт с носка

Достоверные сведения о традиционных состязаниях борцов у русских относятся к эпохе Древней Руси и датируются X-XI веками. Одним из самых популярных видов борьбы была борьба «за вороток» или «об одной ручке». Упоминание об этой борьбе дошли до нас в былинах киевского цикла:
«Ай же славныя, богатыри святорусьския!

Кто из вас есте горазд бороться об одной ручке?»

Другие названия этого вида борьбы: «в одноручку», «наперекосок», «на одну руку», «на носок», «с носка».
В том или ином варианте борьба с захватом одной рукой за ворот одежды соперника на территории России встречается практически повсеместно. Известно несколько разновидностей данной воинской забавы.

В первой из них правила обязывали борцов сделать обоюдный захват одной рукой за ворот одежды противника и сохранять его до окончания поединка. Какие-либо захваты другой рукой не разрешались. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так описывает этот вариант борьбы: «Русские борются… с носка - одной рукой друг друга за ворот, а другою не хватать». Основным здесь был приём под названием «с носка», отчего и происходит одно из названий этого вида борьбы. Суть приёма в XIX веке описал Д.А. Ровинский в книге «Русские народные картинки». Она заключалась в том, что «борец, покосив соперника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю».

Описание такого приёма встречается в исторической песне XVI в. о Кострюке:
«Тот его берёт за левый вороток,
Поднимает на правый носок,
Он приподнимал повыше себя,
Ударил о сыру землю».

В XIX - начале XX вв. эта разновидность борьбы имела широкое распространение и особую популярность в Москве и Центральной России, отсюда и ещё одно название этой борьбы «московская борьба» или «московский способ». От этого же пошли и известные поговорки: «Москва бьёт с носка, а Питер бока повытер», «Матушка Москва бьёт, родимая, с носка».

В другой разновидности этой борьбы разрешалось второй рукой захватывать любую часть тела, одежды противника, но только в момент проведения приёма. Описание её имеется в частности у Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Боролись не в охапку по-мужицки, а за вороток… Борцы ходили по кругу, взявши друг друга за ворот чекменей правою рукой, - левая шла в дело только в момент схватки. Вся суть заключалась в том, чтобы сбить противника на землю».

Третьей разновидностью была борьба с захватом одной рукой за ворот, а второй за пояс. При этом захват за ворот нельзя было распускать, а захват за пояс мог как удерживаться только в начале схватки и в её процессе распускаться, так и фиксироваться постоянно. Бытование этой борьбы в середине XX в. в Тамбовской области зафиксировано историко-социологическим исследованием. Явление встречается в 28,5 % населённых пунктов области, где отмечена традиция проведения состязаний в борьбе с формированием предварительного захвата.
Нередко в этой разновидности борьбы состязания проходили с использованием специальной опояски, которая перекидывалась через плечо, скручивалась на боку и повязывалась вокруг талии. Борьба захватом за ворот и пояс с использованием опояски зафиксирована исследователями на Урале, в Западной Сибири и Северном Казахстане. Также существовал вариант опояски, когда она перекидывалась через плечо и оборачивалась вокруг туловища под мышками.

По традиционной системе

На Украине известен близкий к этому виду вариант борьбы под названием «навгрудки», где оба борца руками «вiзьмутся навгрудки» и, сохраняя этот захват до конца поединка, «водяться, аж поки попадають, которий которого повалить».

Замечательное описание борьбы за вороток дал один из последних свидетелей её традиционного бытования в Рязанской области, российский специалист истории отечественного рукопашного боя, мастер спорта СССР М.Н. Лукашев: «Это был технически наиболее сложный вид единоборства, доступный не каждому… а лишь умельцам-любителям, охотникам до неё. Отсюда еще одно её название «охотницкая». По характеру захвата называлась она также «за вороток» или «об одной ручке». Когда в предвоенные годы в Рязанской области я встретил эту борьбу, вероятно, в самый последний перед её исчезновением период существования, то увлеченные подростки именовали её «на ручках»... борьба… выгодно отличалась своим большим динамизмом, разнообразием и остротой».

Научное изучение русской борьбы было начато в XIX в. И.В. Беляевым, продолжено в 1950-е г. спортивным журналистом Б.М. Чесноковым.

Первые правила по русской борьбе за вороток были разработаны в 1980-х годах Б.В. Горбуновым. Они легли в основу правил соревнований, разработанных и внедрённых в практику Тамбовским клубом единоборств «БОРСЕК» и Специализированной спортивной школой олимпийского резерва единоборств профсоюзов (г. Тамбов).

Устойчивая соревновательная практика по русской борьбе за вороток налажена с 2001 года.
В 2003 году Комитетом по физической культуре и спорту Тамбовской области борьба за вороток была признана дисциплиной традиционного рукопашного боя - национального вида спорта Тамбовской области.

С 2006 г. борьба за вороток представлена в рамках Фестиваля традиционных видов борьбы народов России, который ежегодно проходит в городе Москве и собирает лучших борцов России. В мае 2012 и 2013 годов соревнования по русской борьбе прошли на Красной площади в рамках форума «Готов к труду и обороне».

С 2012 года русская традиционная борьба за вороток развивается Федерацией исконных забав и этноспорта России. В правила соревнований внесены существенные изменения, которые исключили излишнюю спортизацию. Соревнования стали проводится по традиционной системе на вызов до одного раза, то есть в схватке признаётся победителем боец, который остался стоять на ногах или оказался сверху на земле.

С 2012 года борьба за вороток включена в программу русских игр.

Анатолий ТЕДОРАДЗЕ