— «Озабоченные, или Любовь зла» начались с вашей идеи снять сериал про трех подруг?
— Сериалов про трех подруг очень много. Применительно к «Озабоченным», мне больше нравится определение «правдивая комедия». Мне хотелось снять что-то настоящее, чтобы это было смешно и реалистично. Я понимал, что сам написать такой сценарий не могу, и стал вспоминать девушек-писательниц, которые могли бы сделать нечто подобное. Вспомнил про Ирину Денежкину, которая написала скандальный роман «Дай мне». Я его откопал, прочитал и понял, что она идеально подходит. У нее удивительное сочетание жесткости с трогательностью, поэтичностью и реализмом. Пять лет назад я познакомился с Ирой. После этого мы долгое время были в состоянии творческого поиска. Года три просто гоняли идеи. И когда появились Борис Хлебников, режиссер, и Павел Костомаров, оператор, у нас картинка сложилась. В 2013 году мы сняли «пилот» и стали уже с пониманием писать сценарий, смогли увидеть проект. За женщинами наблюдать очень интересно, особенно, когда у тебя есть такой шпион среди них, как Ира.
— Вы ориентировались на какие-то другие сериалы?
— У Хлебникова и Костомарова свой стиль. То, как они снимали, и означало, по сути, как нам следовало это писать. Должна была получиться правдивая история, но с интересными и неожиданными отступлениями.
— С приходом Хлебникова и Костомарова история сама стала диктовать, как себя писать?
— У нас был «пилот» и было серий 6 в сценарии. Они были нормальные. Но когда мы посмотрели, как Хлебников с Костомаровым сняли «пилот», как артисты это сыграли, мы поняли, что какие-то вещи, которые мы написали, не ложатся на этих героев. И стали все это дело переписывать. Процентов 90 мы убили из того, что было написано раньше. В принципе, так всегда бывает, что история сама тебе чего-то диктует.
— Как вы придумали название?
— Хотелось какого-то броского названия. Нам понравилось, что «Озабоченные» — это как бы про секс, но и не только про секс. Все люди, на самом деле, озабоченные. Они озабочены своей семьей, карьерой. И сексом, и тем, как их секс связан с их семьей и с их карьерой. Человек — это сложная система взаимоотношений внутри самого себя, и все мы подходим под определение «озабоченные».
— То есть вам было важно, чтобы «Озабоченные» ассоциировались не только с сексом?
— Мы не хотели снимать просто про то, как люди занимаются сексом, шокировать напрямую не хотели. У нас, если уж занимаются сексом, то будут при этом говорить про Шекспира. Или про то, что сына заперли в шкафу. Мы хотим, чтобы у всего было второе или третье дно. Мы хотели двигаться в сторону обаяния наших героев, чтобы они были похожи на тех, кого можно встретить на улице при этом.
— Юмор здесь не придумывался по стандартным законам ситкомов?
— Когда мы писали «Универ» или «Нашу Рашу», я писал чистый юмор всегда. Я не могу придумывать истории без четких поворотов, мне надо, чтобы у героя была четкая проблема, чтобы в диалоге была шутка. С Борей в этом плане тяжело, потому что он может взять и выкинуть из сцены самую смешную шутку. И мне приходится с ним спорить. Но, конечно, в «Озабоченных» нет обычных репризных шуток, как в классических ситкомах. Мы старались, чтобы юмор был, но не везде. Где-то есть романтика. Саша Дулерайн считает, что у нас смесь ситкома и жизненной истории.
— А как вы втроем распределяли обязанности, за кем было финальное слово? Или вы спорили и старались придти к консенсусу?
— У нас в этом плане все было очень комфортно. Писали мы вдвоем с Ирой. Мы вместе придумывали сюжет, дальше она писала диалоги, дальше мы эти диалоги вместе дописывали. Ира очень быстро пишет диалоги - на грани абсолютного пофигизма к ним. А так мы втроем все вместе рулили, у нас не было разногласий, потому что мы слушали друг друга. Мне с ребятами было очень комфортно, не знаю, как им со мной, потому что я часто наседаю.
— Просто редко так бывает, что после съемок сценаристы и режиссер вместе монтируют материал.
— Мы просто все творцы. Мы все авторы этого проекта. Мы этих героев любим и хотим их показать. У нас нет такого, чтобы Боря, например, говорил: «Я за это взялся, чтобы совершить свое мощное авторское высказывание, и если вы против, то идите все на фиг, я так не снимаю!» Бросил наушники на стол и ушел. У нас так не бывает. Я люблю такую работу, чтобы на всех этапах кто-то что-то привносил. Я люблю командную работу. Потому что есть что-то, чего я не знаю, не вижу, а они это видят, знают.
— Будет ли сниматься второй сезон «Озабоченных»?
— Будем, конечно, еще снимать, если будут хорошие рейтинги. Даже не то, что рейтинги — если людям понравится, будем снимать.
— Про что же все-таки эта история?
— Про девушку, которая решила изменить свою жизнь. Это то, что иногда хочется сделать каждому человеку. Саше Гвоздиковой 25 лет, она понимает, что все не то. Хотя, казалось бы, стабильность у нее какая-то есть. Не то, что в жизни все рушится, и выбора у нее нет. Выбор у нее есть, и она его делает. История такая должна быть интересна, особенно сейчас, когда мир стал таким большим, что ты видишь все, что происходит, в каком маленьком уголке. И ты уже не можешь довольствоваться тем, что ты где-то сидишь в своем панцире. Вокруг делаются большие дела, и если тебе тоже есть, что сказать, то как ты можешь оставаться в стороне? Для меня самая главная тема «Озабоченных» — это решение изменить свою жизнь.