В экспозицию включили не только сами работы великих художников, но и отрывки их дневников и писем.
Завтра, 9 июня, в Тамбовской областной картинной галерее открывается выставка «Роковая встреча». Этот необычный проект посвящён творчеству Винсента Ван Гога и Поля Гогена.
На выставке представлено почти 80 литографий и ксилографий с картин Винсента Ван Гога (1853–1890) и Поля Гогена (1848–1903), выполненных в США в 1948–1952 годах. А основой информационного фона проекта стали отрывки из их писем и дневников. Все работы, представленные на выставке, сопровождаются текстами только от первого лица.
Как уточняют организаторы, «выставочный проект «Роковая встреча» представляет уникальную возможность соприкоснуться с творческим наследием выдающихся и самобытных художников. Они жили и творили в одно время. Поэтому эти два великих мастера и два огромных мира просто не могли не встретиться. Но встреча эта стала роковой…»
Стоит добавить, что талант обоих художников проявился не только в живописи. Ван Гог оставил после себя большое эпистолярное наследие. Наибольшую ценность имеют его письма к брату Тео, в которых он предстает не только во всем своём душевном смятении, болезненности, но и в величии духовного богатства и художественного таланта. Обширное литературное наследие оставил и Гоген в исследовательском труде о таитянской культуре и мифах «Ноа-Ноа», мемуарах «Прежде и потом», критических статьях и письмах.
Ван Гог и Поль Гоген не были признаны современниками при жизни, но после смерти стали великим художниками. Всему миру известна история их дружбы и совместного творчества в конце 1888 года в Арле на юге Франции. В течение девяти недель они работали вместе без отдыха, обмениваясь полотнами и идеями. Эта история дружбы двух великих художников завершилась отрезанным ухом Ван Гога. Искусствоведы до сих пор спорят — сам ли Ван Гог отрезал себе мочку уха или это сделал Гоген.
Жизнь Винсента Ван Гога была трагична и противоречива. Голодное, почти нищенское существование, одиночество и непонимание окружающих после смерти превратилось во всемирную известность и всеобщее признание.
Великий художник, прошедший через отречение, сумасшествие и закончивший свой путь самоубийством, все свои недолгие годы был в постоянном поиске и развитии. Ван Гог прожил всего 37 лет, но лишь последние 7 лет были посвящены живописи в полной мере.
Его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин. Однако при жизни было продано лишь несколько полотен.
Если же говорить о Поле Гогене, то он начал заниматься живописью в 1871 году, а с 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело его к нищете, разрыву с семьёй, скитаниям. Неприятие современного общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.
Еще во Франции поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы — «синтетизма», в которой светотеневое моделирование объёмов, световоздушные и линейные перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционально-психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании.
Для справки:
Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Ксилография — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Фото: ван-гог.рф, hudojnik-impressionist.ru, artchive.ru