Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
Город «против» велосипедистов Портал ВТамбове проверяет на себе городскую велосреду.

Город «против» велосипедистов

19 июня 2014, 16:00
Город «против» велосипедистов
Фото: портал ВТамбове
Портал ВТамбове проверяет на себе городскую велосреду.

Так случилось, что этот текст я пишу после того, как городская среда сыграла против меня-велосипедиста. Взобравшись на сотни бордюров, я не смог одолеть небольшое препятствие, основание которые было скрыто травой. Вместо пятисантиметровой кочки переднее колесо на почти полном ходу сначала провалилось в небольшой ров, заботливо оставленный рабочими, а после ударилось о 20-ти сантиметровый камень. Итог: восьмерка на ободе и слегка расцарапанное колено. Не самое приятное завершение прогулки по Набережной. Правда?

Чтобы понять, где и как город может быть против велосипедиста, обратимся к последнему изданию ПДД, которое говорит следующее «Велосипедистам старше 14 лет разрешено двигаться:

  • по велосипедным, велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочине;
  • по тротуару или пешеходной дорожке.

Учтите, что каждый последующий пункт допускает движение только при условии, что предыдущий пункт отсутствует. Например, по обочине можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожке или полосы, а также при невозможности езды по краю проезжей части.

Первого пункта в нашем городе нет. Ни одной официальной велодорожки в Тамбове не существует. Следовательно бОльшая часть велосипедистов обязана ехать правому краю проезжей части. Что у нас располагается там? Верно, припаркованные автомобили в большинстве случаев. Кого вы чаще всего видите верхом на двухколесном транспорте, едущим в потоке авто? Это либо спортивного вида мужчины и женщины в радужных очках и в шлемах, которые резво «вкручивают» на равных с потоком, либо пожилые владельцы дорожных велосипедов советского производства. Большая часть владельцев велосипедов едет по тротуаром. Все давным-давно свыклись с этим фактом. Так что, говоря о городе, который против велосипедистов, мы не будет лукавить, а взглянем на ситуацию как она есть. 

Большая часть современных российских городов совершенно игнорирует велодвижение. Некоторые попытки сдвинуть ситуацию делаются в крупных городах. Москва открывает сеть велопрокатов на манер европейских столиц. Санкт-Петербург выпускает в город троллейбусы с багажником для велосипедов. Но при этом почти любое велосообщество будет хвастаться фотографиями автолюбителей, которые перегородили велодорожку или неторопливых пешеходов, которые прогуливаются там же.

Одна из главнейших проблем  —  в городе все хаотично и фрагментарно. Нет никакой единой концепции. Вы можете ехать по ровному и широкому тротуару и упереться в летнее кафе. Полтора километра разбитого асфальта и каменей вдруг могут смениться 30-ю метрами отличнейшей плитки. Сколько светофоров вы встретите, если будете ехать по улице Советской от Динамо до бульвара Энтузиастов? Велосипедисты, которые бывали в Европе, рассказывают о том, что от пригорода Стокгольма до центра можно добраться не делая остановок вообще.

Посматривать в сторону Европы можно и нужно, но давайте рассмотрим наши тамбовские реалии. Самое назойливое неудобство для велосипедиста это бордюры. Они призваны отделять проезжую часть от тротуаров, создавая осязаемую физическую границу. В идеале в местах, где дорога прерывает тротуар, должны быть спуски и подъемы. Это нужно не только велосипедистам, роллерам и скейтерам, но людям с детскими колясками, людям с ограниченными возможностями и просто пожилым людям. Чаще всего этой элементарнейшей вещи нет. Более того спуски и подъемы не появляются даже на новых дорогах и тротуарах. Небольшие (5-10 см) бордюры преодолеваются довольно легко. Однако центральные улицы Тамбова могут похвастаться преградами высотой в 20-30 см. Камни высотой до середины колеса. Перед такими останавливаешься, поднимаешь велосипед руками и едешь... до следующего светофора или бордюра.

Велосипедисты делят тротуар с пешеходами и это действительно сложно. Один из любимейших прогулочных веломаршрутов города  —  Набережная. В выходные людей там очень много. Они мирно прогуливаются группами по три четыре человека в ряд. Два таких встречных потока превращают вашу прогулку в игру «Гонки» на Тетрис. Успевай уворачиваться! Дети и домашние питомцы абсолютно непредсказуемы и надо быть очень осторожным. На некоторых улицах тротуар сужен до предела. Например, остановка Московская. Остановочный павильон с одной стороны, ступени, которые ведут к магазину с другой. Сам магазин ставит прямо на тротуаре рекламные штендеры. От тротуара остается 1,5 – 2 метра и там всегда много людей. Такая же ситуация у торгового центра «Авангард». Под парковочный карман отрезали половину тротуара, а на оставшейся части есть место для двух человек. 

Тамбовчанам, которые живут в центральной части города, в общем-то, повезло. Многие улицы отделаны тротуарной плиткой. Ездить на велосипеде там куда приятнее, чем по грунтовке где-то в западных районах, но и здесь есть свое «бревно в глазу», которое нельзя не заметить. Пожалуй, одна из немногих улиц города, которая может стать пешеходной или велопешеходной — Интернациональная. Широкие тротуары с двух сторон позволяют это сделать, но сейчас улица находится в крайне плачевном состоянии. Неоднократно ее реконструкция начиналась, но особых результатов это не принесло. Покрытие улицы  —  бетонные плиты, которые все активнее разваливаются. Улица полна ям, выбоин и растрескавшихся швов. Асфальтовые участки так же разваливаются. Предпринимались попытки отделать улицу плиткой, но этот небольшой участок (который не отделан бордюрами) растаскивается на отдельные камни. Не так давно в районе кинотеатра «Родина» были установлены знаки пешеходной дорожки, но машины это по-прежнему не останавливает. Суммируя все это, мы имеем крайне плачевную картину, которая разворачивается в сотне метров от администрации области. Тротуары в отделении от центра могут и вовсе таить в себе опасность для велосипедиста в виде острых фрагментов арматуры, которые торчат из бывших бордюров.

Вы еще сомневаетесь в том, что город против велосипедистов?  Вспомните любое госучреждение или университет. Если повезет, то велопарковка будет максимум на 3-5 велосипедов, а часто ее не будет совсем (но где-то рядом обязательно будет труба к которой будет пристегнута парочка железных коней).

Всех вышеописанных сложностей можно избежать. Город не очень расположен к пешеходам и велосипедистам, но зато он старается чтить автолюбителей. Автомобильные дороги ничем не прерываются, да согласно правилам желательно ехать именно по ним. В чем же причина? Как уже говорилось ранее, правый ряд чаще всего это припаркованные автомобили или общественный транспорт. Чтобы объезжать все это, надо смещаться левее в сторону основного потока. В часы пик ехать в окружении авто удовольствие не из приятных. Но главная причина — это абсолютная незащищенность. Велосипедисты ни за что массово не станут ездить по дорогам вместе с авто, пока не почувствуют себя в достаточно безопасности. Велосипедные полосы в Европе могут отделяться бордюрами, поднятием дорожного полотна, столбиками, разметкой, специальными светофорами. Все это вполне воплотимо. Например, есть примеры выделенных полос, для общественного транспорта и велосипедистов. Это позволяет с комфортом передвигаться и тем и другим. У автомобилей не должно быть возможности ехать по велосипедной полосе. Только тогда велолюбители смогут массово переселиться на дороги к другим транспортным средствам.