Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

19 августа 2014, 11:17

На простор речной волны: Александр Сергеев и его парусный катамаран

На простор речной волны: Александр Сергеев и его парусный катамаран
Фото: портал ВТамбове
Тамбовский умелец сконструировал и собрал собственное судно. Как и где ходить под паруса в нашем городе? Сколько это стоит и насколько доступна судоходная романтика?

Наша небольшая экспедиция держит путь из Тамбова в Котовск. Там есть большая вода — Котовское водохранилище, которое простирается на десять километров в одну сторону и на три в другую. Ясная и немного ветренная погода. В зеркалах заднего вида виднеется прицеп, на котором закреплены две серебристых продолговатых конструкции — основа катамарана. Между ними в чехле мачта и другие части судна.

Автор и создатель проекта разборного катамарана по дороге до места спуска на воду делится деталями своего проекта, который возник еще в 2010 году:

Я смотрел в интернете и из такого материала как у меня, никто не делает катамараны. Он очень удобен. Это композитный алюминий — тонкий слой металла, затем вспененный полиэтилен и снова металлический слой. В итоге весь катамаран весит сто килограмм со всем снаряжением. Один поплавок — 44 килограмма. В интернете есть чертежи как сделать катамаран олимпийского класса «Торнадо». Он чуть длиннее — 6 метров и имеет больший парус. Он делается из стеклоткани. Чтобы изготовить оболочку толщиной в 2 миллиметра нужно три слоя ткани. Это очень и очень дорого. Помимо этого потребовалась бы смола, краска, шпатлевка. Выходит дороже чугунного моста.

Тот материал, которой использовал я — это эконом-класс. Он доступен в свободной продаже. Можно купить на базе прямо в Тамбове. Использовал самые обычные заклепки. И все! Склеил и склепал. Парус и мачта у меня уже были. Хотя с учетом современных технологий их так же можно было бы изготовить.

Вдалеке со склона уже показывается водная гладь водохранилища. Сворачиваем немного в сторону от многолюдного пляжа и останавливаемся на самом берегу. Весь наш небольшой экипаж помогает в сборке судна. Вместе с Александром подносим поплавки к берегу. Собираем конструкцию воедино. В сборке на этом этапе, действительно, нет ничего сложного.

По мере того, как катамаран приобретает свои очертания, он вызывает все больший интерес со стороны окружающих. Подходят, интересуются. Дети без ложной скромности разглядывают серебристо-оранжевое судно и прямо у кромки воды начинают играть в кораблики. В трюме одного из поплавков виднеется надпись «Silver bird».

По словам создателя это одно из рабочих названий. Был еще вариант «Мечта», но ни один их них пока не закрепился. Александр рассказывается о том, как появилась идея, построить свой собственный катамаран:

Существовал клуб моряков и речников «Пилигрим». Это было в Тамбове в 80-х годах. Нашими шефами была бригада ракетных катеров города Балтийска. Нам тогда было по 15-16 лет. Шефы прислали нам списанные шлюпки с парусным вооружением, швертботы тренировочные. Кстати, мачта от одного из них. Пусть все это было списанное, но для нас — для мальчишек, все это было настоящим подарком. Мы ходили в многодневные походы под парусом или с мотором по нашей области. По рекам ходили в Моршанск, Котовск. Зимой, когда не было навигации, у нас проходили теоретические занятия в помещениях. В этот наш клуб ходили от восьми лет и до послеармейского возраста. Я сам, перед тем как уйти в армию, работал в этом клубе инструктором по водно-моторному спорту. В основном в клубе работали энтузиасты, которые болели этой тематикой.

Буквально перед армией я построил парусный швертбот «Мотылек». С этой самой мачтой и парусом. Построил его я в 1990 году и он просуществовал до 2005 года. Потом пришлось списать его в утиль. Потом был небольшой перерыв и вот нашлось место и время, чтобы на смену ему пришло такое двухкорпусное судно.

– Какова примерная стоимость изготовления катамарана?
– Учитывая, что у меня уже был парус, который, конечно, лучше покупать. И без учета моего труда на изготовление поплавков можно потратить около 20-25 тысяч рублей. Все детали куплены в обычных магазинах и ничего специального или редкого здесь нет.

– При постройке вы советовались с единомышленниками?
– Мне помогал руководитель судомодельного кружка станции юных техников Косов Виктор Валентинович. Вместе с ним мы делали первый швертбот. Он этой темой болел давно. С ребятами они конструировали макеты судов. Сами изготавливали катера.

Из довольно длинного чехла извлекается сложенная вдвое мачта. Она занимает свое место. Из трюмов появляются два паруса, которые завершают облик катамарана. Ветер сразу показывает свое присутствие, мы занимаем места на поплавках и на некоторое время говорим берегу «до свидания». Удивительно, с какой легкостью мы набираем скорость. Ни жужжания мотора, ни всплесков весел — только ветер и умелые действия нашего капитана ведут нас вдоль дамбы водохранилища. Пляж и сосновый лес удаляются и открываются практически морские пейзажи. Рассекая воду, мы направляемся к противоположному берегу и продолжаем беседовать:

На воду я спустил катамаран 12 октября. Мы были уже в шапках и чуть ли даже не в куртках. Мы покатались, я попробовал. Все рулится, управляется. Конечно, после этого были еще доработки. На нем мы плавали на липецком и воронежском водохранилищах. Опыт показал, что некоторые вещи стоит делать более усиленными. Сейчас все это уже устранено. Катамаран имеет водоизмещение около тонны. Штатно он рассчитан на 4 места, но в каком-либо экстренном случае 8-10 человек можно будет перевезти. По своим параметрам катамаран не требует никакой регистрации и им можно свободно пользоваться.

Специально для перевозки пришлось купить прицеп к машине. Пробовал возить на верхнем багажнике. Но, если так, то мачту приходилось класть в салон, она не помещалась. Так, конечно, удобнее.

Не доплыв немного до другой стороны, причаливаем к островку. После небольшой стоянки трогаемся в обратный путь. Ветер усилился, нос катамаран то и дело врезается в волну нас всех обдает фейерверк брызг. Успевая рулить, Александр Сергеев делится различными морскими историями о том как люди переплывали океан, как на шлюпках во время морских сражений выжившие преодолевали огромнейшие расстояния. Создатель катамарана рассказывает о том где плавал и что видел.

Пристаем мы прямо к пляжу. Из-за ветра зайти в небольшую бухточку из которой мы стартовали сложно. Мокрые из брызг выходим на берег и с удивлением узнаем, что эта небольшая по ощущениям дистанция заняла почти 4 часа — так быстро на воде летит время. Пока катамаран вытаскивается на берег к нам снова подходят любопытствующие отдыхающие, фотографируются. Многометровый парус хорошо видно отовсюду и на время судно становится объектом всеобщего интереса.

Таким образом, при наличии талантливых и умеющих рук и правильного мышления, можно с минимальными затратами и совсем недалеко от города устроить полноценный, яркий и наполненный впечатлениями отдых. Морская романтика совсем рядом — нужно только основательно заболеть этой темой.