Не сомневаюсь, что и по сей день в школьных библиотеках Тамбова можно найти учебники и журналы по астрономии: старые, потрепанные, как будто из другого времени. О них все благополучно забыли лет двадцать назад, но в конце сентября вновь вспомнили. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть астрономию в школьную программу, отметив, что вероятность введения «нового-старого» предмета стопроцентная. Однако за двадцать лет многое изменилось, появились новые технологии, космологические концепции и современное оборудование.
В Тамбовском институте повышения квалификации работников образования сказали, что этот вопрос обсуждают с 2013 года и признают, что астрономия школьникам нужна. На данный момент она почти не ведется в тамбовских школах даже факультативом, хотя может входить в перечень платных услуг. По новому стандарту у школьников есть право на предмет по выбору, и, если они захотят изучать астрономию, им нужно будет предоставить условия, включая учителей, оборудование и методики.
Отсутствие астрономии в перечне предметов вроде бы и не смущает — ребята продолжают упорно участвовать в региональном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии. По словам профессора, доктора физико-математических наук ТГУ им. Г.Р. Державина Виктора Федорова, в университете при проверке работ по олимпиаде находят настоящие таланты. Однако многим не хватает базовых знаний, хотя ребята могут и хотят заниматься астрономией. Профессор считает, что этот предмет нужно ввести в школьную программу хотя бы в курсе физики, астрономия — фундаментальная наука, которая решает глобальные проблемы.
Вот только проблемы с введением предмета неизбежны. По словам профессора, в Державинском университете курса астрономии нет ни у будущих физиков, ни у педагогов. В этом деле вина ложится на Болонскую систему образования. Сократив обучение до четырех лет бакалавриата, Педагогическому институту пришлось «выкинуть» астрономию из списка преподаваемых дисциплин. Правда, если встретить человека, который выпустился из института 5–6 лет назад, когда действовал специалитет, чисто теоретически астрономию преподавать он сможет.
Преподаватель географии в Кадетском корпусе Тамбова Нина Николаевна Герасимова тоже считает, что введение астрономии необходимо. По ее мнению, в этом случае ученик сможет иметь более полное представление о процессах, описанных в рамках физики и географии, а также сможет решать сложные задачи, в том числе и в ЕГЭ. Но одного желания педагогов мало. Им также необходимо научиться астрономии, чтобы преподавать.
Еще одна необходимая вещь — новое оборудование. За двадцать лет изменения произошли не только в концепциях, но и в технике. Оборудование, которым пользовались ученики, некогда изучавшие астрономию, безнадежно устарело. А необходимость хотя бы телескопа в освоении этой науки объяснять не нужно.
Учебники, по словам Нины Николаевны, тоже устарели. Преподаватель географии «заглядывала» в Интернет, но учиться по тем учебникам, которые есть сейчас, невозможно, они не отвечают современным требованиям.
В Институте повышения квалификации работников образования считают, что астрономию стоит ввести в программу основной школы (5–9 класс) хотя бы в виде общего курса, а уже в 10–11 классах преподавать ее более серьезно, дать возможность ученику решать сложные астрономические задачи.
На этом рассуждения об этом предмете не прекращаются, за введение предмета взялись серьезно. В стране даже предлагают выделить один час для астрономии из курса второго иностранного языка. Но как будет развиваться эта история и есть ли в стране деньги, чтобы закупить оборудование, обучить педагогов и составить новые учебники, неизвестно.
Фото: kosmo-apparaty.ru, foriphonefree.com, cxllklbil.runhack.ru.
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся
Наши следы.
А с ней вы каждый день встречаетесь
Даже элементарно - открутить прикипевший болт его надо, что сделать - нагреть . или побрызгать WD или уксусной кислотой ( тут уже химия), но она ж вам не нужна была.