Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Правовой ликбез: итоги прошлой недели Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

Правовой ликбез: итоги прошлой недели

3 апреля 2017, 11:00
Правовой ликбез: итоги прошлой недели
Фото: www.ulc.ru
Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

Переработки в рамках ненормированного рабочего дня могут ограничить

С такой инициативой выступила группа депутатов Госдумы. В частности, предполагается закрепить правило, согласно которому к работникам с ненормированным рабочим днем применяются общие правила относительно начала и окончания работы, времени перерывов для отдыха и питания, а также освобождения от работы в выходные и нерабочие праздничные дни.

Также предлагается установить запрет на работу в режиме ненормированного рабочего дня в отношении беременных женщин и работников младше 18 лет без их письменного согласия, а также работникам, которым это запрещено по медицинским противопоказаниям. Что касается работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, то режим ненормированного рабочего дня для них предлагают устанавливать только если данным работникам установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем.

Одним из ключевых предложений парламентариев является установление лимита продолжительности времени, которое может быть отработано работником в режиме ненормированного рабочего дня — 120 часов в год. Время же отработанное за пределами этого времени предполагается считать сверхурочной работой с выплатой соответствующей компенсации. Отметим, что в настоящий момент лимит времени, которое работник может работать за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не установлен.

Планируется также обязать работодателя вести точный учет времени, фактически отработанного работником за пределами установленной продолжительности рабочего времени. При этом уточняется, что это правило не будут применяться в отношении руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов организаций. Помимо этого, предполагается, что особенности применения ненормированного рабочего дня в федеральных, региональных и муниципальных учреждениях могут устанавливаться Правительством РФ, властями субъектов федерации и муниципалитетов.

И, наконец, планируется ограничить продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, установив его продолжительность от 3 до 15 календарных дней, в то время как сейчас в то время как сейчас верхний предел этого отпуска в ТК РФ не определен (ч. 1 ст. 119 Трудового кодекса). Предлагаемыми дополнениями к ст. 119 ТК РФ также планируется закрепить формулу расчета продолжительности такого отпуска.

Так, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день должна определяться путем деления времени отработанного за пределами установленной продолжительности рабочего времени в часах за год работы на 8 часов. А в случае, если согласно таким расчетам продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день составит менее 3 календарных дней, применять правило округления до 3 календарных дней. Отметим, что в настоящее время в трудовом законодательстве не закреплены принципы определения продолжительности дополнительного отпуска.

По мнению инициаторов законопроекта, принятие этих изменений будет мотивировать работодателей к повышению эффективности деятельности организаций не за счет увеличения продолжительности рабочего времени, а за счет оптимизации производственных и управленческих процессов и увеличения производительности труда. И это, в свою очередь, должно привести к сужению круга работников, которым устанавливается ненормированный рабочий день.

Возможно, иностранным студентам, обучающимся на подготовительных факультетах, разрешат работать в России

Соответствующий законопроект размещен Минобрнауки России на Федеральном портале проектов нормативных актов. Министерство предлагает предоставлять разрешения на работу иностранным студентам, обучающимся на подготовительных факультетах российских вузов. Исключение составят периоды каникул и случаи, когда иностранный гражданин в свободное от учебы время работает в своей образовательной организации, либо в созданной ею коммерческой структуре (под 6–7 п. 4 cт. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — закон о правовом положении иностранных граждан).

Отметим, что в настоящее время право на работу есть у иностранных студентов, обучающихся в профессиональной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. При это им не требуется разрешение на работу (подп. 4 п. 4.5 ст. 13 закона о правовом положении иностранных граждан).

Кроме того проект предполагает право иностранных студентов, обучающихся по подготовительным программам, продлевать срок временного пребывания в России до окончания освоения дополнительной профессиональной программы. В настоящий момент такая возможность законом не предусмотрена. Сейчас срок временного пребывания обучающегося иностранца может быть продлен на основании ходатайства образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию (п. 2 ст. 5 закона о правовом положении иностранных граждан). При этом, как указывает Минобрнауки России, дополнительные образовательные программы подготовительного факультета государственной аккредитации не подлежат. Вследствие этого у иностранных слушателей таких программ отсутствует возможность продлить срок своего временного пребывания в РФ до окончания обучения.

Суррогатное материнство в России могут запретить

Соответствующий законопроект внес в Госдуму член Совета Федерации Антон Беляков. Сенатор предлагает исключить суррогатное материнство из числа вспомогательных репродуктивных технологий, используемых для лечения бесплодия (ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее — закон об основах охраны здоровья граждан). Документом также предполагается установить прямой запрет на суррогатное материнство и внести для этого изменения в ч. 9 ст. 55 закона об основах охраны здоровья граждан, которой в настоящий момент устанавливается понятие этой процедуры.

Кроме того, законопроектом предлагается исключить нормы, регламентирующие аспекты суррогатного материнства из ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и абз. 2 ч. 4 ст. 51, абз. 2 ч. 3 ст. 52 Семейного кодекса. В частности, речь идет о правовом регулировании государственной регистрации рождения ребенка в результате суррогатного материнства.

Свою инициативу сенатор обосновывает тем, что оказание услуг суррогатного материнства в России производится на основании обычного гражданско-правового договора, в котором могут быть закреплены любые права и обязанности сторон, без гарантии их строгого выполнения.

В частности, в договоре суррогатного материнства не указывается, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора. Помимо этого, биологические родители вправе забрать новорожденного из роддома только после получения согласия от суррогатной матери (ч. 4 ст. 51 Семейного кодекса). А это, как указывает автор законопроекта, нередко приводит к шантажу со стороны суррогатных матерей в отношении биологических родителей.

Кроме того, разработчик документа отмечает, что суррогатное материнство в нашей стране в большей степени востребовано не россиянами, а иностранцами.

По мнению сенатора, запрет суррогатного материнства необходимо установить до выработки нового, комплексного подхода к институту суррогатного материнства, в равной мере защищающего права и интересы детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей.

Рособрнадзор напомнил, что учащиеся могут не давать согласие на обработку персональных данных в ходе ЕГЭ

Ведомство пояснило, что школьники, отказавшиеся дать согласие на обработку персональных данных, в ходе ГИА-9 и ГИА-11 (как в форме ЕГЭ, так и в форме государственного выпускного экзамена) могут сдать экзамены без внесения их персональных данных в информационные системы (письмо Рособрнадзора от 15 марта 2017 г. № 10–134).

Уточняется, что как и прежде работы выпускников 9-х классов будут проверять региональные органы в сфере образования, а работы школьников 11-х (12-х) классов — Рособрнадзор.

Чиновники добавили, что если участник госэкзамена откажется от обработки своих персональных данных, в день ЕГЭ в его присутствии из экзаменационного бланка должен быть вырезан штрих-код. Региональным властям рекомендовано провести соответствующий инструктаж с организаторами госэкзамена.

Отметим, что результаты ЕГЭ такого обучающегося будут отсутствовать в ФИС и РИС, что повлечет за собой ограничение его прав в части поступления на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета письмо Рособрнадзора от 17 марта 2015 г. № 02–91).

Также сообщается, что аудионосители с записью выполненных заданий раздела «Говорение» ЕГЭ по иностранному языку будут направляться для проверки в Рособрнадзор.

Материал подготовлен региональным партнером разработчика информационно-правового обеспечения ГАРАНТ — компанией «Плюс Гарантия» с использованием источника информации — портала ГАРАНТ.РУ

Фото: uristos24.ru, www.iie.tpu.ru, fertile.com, gidkarelia.ru