Раздел Общество
15 марта 2013, 08:32

На что жалуетесь, господа потребители?

На что жалуетесь, господа потребители?
Права потребителей в Тамбове серьезно нарушаются во всех сферах. В какие незаконные перипетии попадает покупатель?

Сегодня день защиты прав потребителей. Спрашиваем у защитников потребителей — специалистов Роспотребнадзора — в каких сферах возникают наибольшие проблемы.

В 2012 году Управлением проведено 1618 проверок за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, из которых плановых 913 проверок и внеплановых – 705.

В структуре выявленных нарушений по видам деятельности хозяйствующих субъектов основную долю составляют нарушения в сфере торговли – 81% от общего количества выявленных нарушений. Проблемными вопросами в сфере торговли, по-прежнему, являются:

  • реализация товаров нестандартных по качеству,
  • маркировке и упаковке,
  • нарушения правил отпуска товаров покупателям,
  • реализация товаров с истекшими сроками годности и др.

Наибольшее количество нарушений в сфере торговли, что обусловлено следующими причинами: данный сектор экономики занимает наибольший удельный вес на потребительском рынке, и доля жалоб потребителей, поступивших в Управление, приходилась в первую очередь, на работу организаций торговли (44% от всех поступивших обращений граждан).

Основной смысл законодательства о защите прав потребителей – предоставить гарантии социально слабой стороне в заведомо неравных отношениях с исполнителями услуг, продавцами товаров. Так, само заключение договора в сфере услуг происходит, как правило, посредством присоединения потребителя к предложенному договору, что, по сути, лишает его участия в определении условий договора. Тем более, что потребитель недостаточно юридически грамотен и информирован о своих правах. Используя свое преимущественное положение, исполнители услуг порой предусматривают в проектах договоров явно несправедливые условия, ограничивающие его права, противоречащие действующему законодательству.

По сравнению с прошлым годом в аналогичный период в 1,6 раза выросло количество обращений по поводу нарушений прав потребителей в сфере оказания различного вида услуг. Это произошло за счет увеличения в 2 раза обращений по вопросам оказания услуг ЖКХ, в 1,9 раза - обращений о качестве бытового обслуживания, в 1,3 раза - обращений об оказании услуг связи. Количество поступивших обращений о нарушениях в сфере розничной торговли осталось на прежнем уровне.

Основными направлениями судебной защиты прав потребителей являются защита неопределенного круга потребителей, а также участие в судебных процессах по искам потребителей для дачи заключения по делу.