За месяц «до» в уютной и спасительно прохладной фотостудии «Да Винчи» мы встретились с бессменным организатором сего действа Павлом Тереховым. Какой была и какой будет «Лесная Акустика», как превратить организацию в праздник и кого ждать в хэдлайнерах — обо всём этом и не только вы узнаете из первых уст.
– Когда началась история «Лесной Акустики»?
– В 2008 году, шесть лет назад, летом. Летом всегда происходит перерыв в концертном сезоне, но душа всё равно просит живой музыки. И мы собрались со знакомыми музыкантами, с друзьями, решили пойти в Парк Дружбы, посидеть у костра, попеть песни. Ну музыканты, естественно, пригласили своих знакомых, и в итоге нас там оказалось около 150 человек. Название «Лесная Акустика» было уже тогда, потому что формат выступления был акустический, и надо было как-то назвать встречу
– А кто был «идейником»?
– Идея пришла мне, и первые три года я делал фестиваль совершенно один, без помощников, хотя тогда они были особо и не нужны. Мероприятие было спонтанное, мы старались не привлекать к себе внимания. Но в прошлом году сделали всё как следует, решили поосторожничать, чтобы лишний раз не испытывать судьбу. Объединились с друзьями из агентства «Очевидное Невероятное» и начали процесс согласования. Проще всего оказалось провести фестиваль в Котовске, там подобные идеи всегда встречают с энтузиазмом и оказывают поддержку.
– Как можно добраться до места проведения фестиваля?
– Мы сейчас прорабатываем варианты доставки людей на фестиваль напрямую из Тамбова. Может быть, всё получится, потому что в прошлом году была попытка организовать такое сообщение, даже удалось сделать несколько рейсов, но потом автобус сломался и пришлось действовать стихийно. Но я подскажу надежный способ: едем из Тамбова до Котовска на городском транспорте, в Котовске вызываем такси и добираемся на территорию фестиваля — в лагерь «Костёр». Если есть желание и крепкие ноги, то можно и пешком пойти. Идти часа полтора. Есть вариант собрать человек 13-15, приехать на ж/д вокзал в Тамбове, сесть в газель, которая едет в Котовск и договориться, чтобы вас за дополнительную сумму привезли не на вокзал, а на территорию фестиваля. В прошлом году люди так делали, у них всё получилось и они остались довольны.
– Какие карты о грядущем фестивале готов открыть читателям?
– Подготовка проходит как всегда слегка суматошно, казалось бы, до фестиваля остаётся почти целый месяц, но на самом деле в подготовке массовых мероприятий месяц — это минимальный срок. В этом году мы проводим фестиваль на территории загородного оздоровительного лагеря «Костёр». Там будет вариант комфортного размещения, о котором мы расскажем ближе к фестивалю. Сейчас приходится заниматься рутинной работы — бегаем с документами. Но есть работа и креативная — та, к которой мы привлекаем волонтёров. Задумано так, что есть часть волонтёров, которая занимается исключительно творчеством — оформлением территории фестиваля, созданием арт-объектов. В этом году такие люди нашлись. Надеюсь, что с каждым годом это направление будет развиваться, расти. Кстати, в этом году будет и спортивное направление: зарядка, соревнования по волейболу, мастер-класс от школы капоэйра. Это будет во второй день фестиваля. Так же пройдут различные мастер-классы и семинары, не связанные со спортом.
– Это бесплатно, или на фестивале есть какая-то коммерция?
– У нас есть кое-какие коммерческие направления: питание, традиционный handmade-базар. Стоимость участия в мастер-классах устанавливает каждый конкретный организатор. Кто-то и бесплатно может их проводить. Будет проходить продажа сувенирной продукции с символикой «Лесной Акустики». Но, чтобы люди пришли уже во всеоружии, купить футболки и значки можно будет уже в июне, не дожидаясь фестиваля. На территории фестиваля будет обустроен этно-шатёр, где можно приобрести этнические инструменты, научиться на них играть и даже «поджемовать» с единомышенниками.
– Планируешь ли ты когда-нибудь сделать вход на фестиваль платным?
– Пока таких чётких планов нет, всё будет исходить из того, на какие расходы мы выйдем. Если мы будем набирать ну, грубо говоря, пять тысяч зрителей и для них надо будет привозить большее количество артистов, а спонсоров при этом не найдётся, то тогда сделаем вход платным. Но, надеюсь, плата будет символической. А пока фестиваль живет за счет добровольной поддержки зрителей и людей, которые осуществляют на нашей территории коммерческую деятельность.
– Как добираются до Тамбова иногородние музыканты?
– Сейчас иногородние приезжают сами, за исключением хэдлайнеров. А с хэдлайнерами в прошлом году помогли партнеры фестиваля — кафе «Новый город». Надеюсь, наше сотрудничество будет сохраняться и впредь.
– Есть ли у фестиваля «сторонние» помощники?
– До сих пор нам помогали лишь несколько человек волонтёров, в основном помощь была с погрузкой-разгрузкой оборудования и с монтажом сцены. В этом году хочется, чтобы помогли мусор убрать. Потому что пока это почётная обязанность организаторов, потом ходим и «пылесосим» территорию. (улыбается)
– В этом году люди предлагают свою помощь активнее?
– Не сказать, что есть большая активность, хотя перепосты нашего призыва о помощи дали охват аудитории больше тысячи человек. На самом деле это не так много, как кажется. Но, даже если каждый пятидесятый человек из этой тысячи написал бы, что хочет нам помочь, нам было бы гораздо проще делать для вас этот фестиваль.
– Назови три причины стать волонтёром «Лесной Акустики».
– Во-первых, это «респект» от организаторов и всех зрителей. В этом году мы раздадим всем волонтёрам специальные значки, на которых написано «Я делаю фестиваль «Лесная Акустика». Если вы увидите человека с таким значком, просто подойдите и пожмите ему руку, потому что он делает для вас этот праздник. А «Лесная Акустика» это, конечно, праздник для всех. Вторая причина у каждого своя, никаких рамок. У каждого своя мотивация, свои чаяния, которые он возлагает на волонтёрство в «Лесной Акустике». А третья причина – просто стать частью хорошей команды, которая, я надеюсь, будет сплочена на многие годы, будет двигателем этого фестиваля. Люди приходят, и люди остаются — кто помогал в прошлом году, подключились и на этот раз.
– Какие перспективы у фестиваля на ближайшие три года?
– Сейчас мы «наращиваем» объем зрителей. Фестиваль становится более известным, находит свой отклик в прессе, всё больше и больше людей узнают о нас. Плюс эффект сарафанного радио. Если, как я говорил, на первом фестивале было около ста пятидесяти человек, то на прошлом фестивале по моим оценкам было около пятисот-шестисот зрителей. И, конечно, мы хотим привлекать к выступлению иногородние коллективы. С переменным успехом нам удаётся это делать, даже на первой «Акустике» такие музыканты уже были. Но, правда, знакомые. А сейчас выходит так, что даже не зная нас лично, музыканты присылают заявки на участие.
– Кто будет хэдлайнером в этом году?
– Хэдлайнеров у нас снова два. Первый — Атморави. Частый гость в нашем городе, наконец мы его и на фестиваль пригласили. Первые два концерта Атморави я делал давным-давно на XRadio, он уже тогда пришёлся всем по вкусу, потом в «Новый Город» приезжал. Как-то написал в твиттере, что Тамбов — его пятая родина. А на родине надо бывать чаще. (улыбается) Второе имя Тамбову менее известно. Это коллектив под названием «Folk You!» — музыкальный акустический проект Алексея Расчётова — лидера московской группы «Небо Пополам» и Йолли Сахно — крымской фотограФеи. Вдвоём они в нашем городе еще не выступали, но начать никогда не поздно.
– Ты позиционируешь фестиваль, как место без политики, без алкоголя и без мата. В чём душа фестиваля? Без чего он не может быть?
– Без публики. Вот именно той, которая приходит на «Лесную Акустику». Определенно, она мне нравится. Я не нарадуюсь каждый год, потому что всегда есть опасения, что вот сейчас придёт пьяное быдло, начнёт что-то доказывать и шуметь, но за все пять лет, что проходит фестиваль, такие случаи можно сосчитать по пальцам одной руки. У нас совершенно позитивная публика, которая принимает наши ценности, знает, зачем они сюда пришли, понимает, почему они должны себя вести именно так, как это написано в правилах. И это большая удача. Хотя, конечно, у нас есть и охрана. Этот фестиваль должен быть таким, чтобы любой человек мог привести туда своего ребёнка и быть уверенным, что с ним ничего не произойдёт. И мы будем это обеспечивать.
– Какие личные надежды ты возлагаешь на фестиваль этого года?
– В этом году я жду праздника. В первые годы так и было, потом это стало работой, потом очень суровой работой, а потом — такой работой, что просто хотелось упасть и не вставать до следующего утра. А в этом году снова жду праздника, потому что чувствую, что должно получиться перераспределить обязанности среди людей, которым тоже небезразлична судьба фестиваля. Например, у нас наконец-то будет ведущий — не я. Надеюсь, что в этом году буду смотреть на сцену с той стороны, откуда смотрят зрители.
– Давай представим что нет никаких рамок и границ — кого бы ты привёз на фестиваль?
– У меня есть цель пригласить Марьяж «Декорации». Не сказать, что у них настолько большой гонорар, чтобы их было сложно привезти, просто пока не складывается. Эти люди мне близки, есть вещи, которым они меня научили. Я поставил себе цель, что когда-нибудь именно они будут завершать фестиваль «Лесная Акустика». А вообще мне нравится идеология фестиваля «Пустые Холмы». Если отбросить вещества, затуманивающие сознание, то останется музыка не для всех, но интересная, очень интересная. Вот кого-нибудь из формата Пустых Холмов привез бы, например, группу «Jazzator», «Серебряную Свадьбу», «Африканду» — это только те, кто приходит на ум в первую очередь. Хочется, чтобы на сцене были использованы интересные музыкальные инструменты, допустим, hang drum. Хочется чтобы люди удивлялись; приходили и говорили: «Мы вообще не знали, что так может быть».
– Что бы ты посоветовал тем, кто хочет сделать свой фестиваль?
– Во-первых, наберитесь терпения и изыщите в себе ресурсы для того, чтобы много и долго трудиться. Потому что, если вы захотите сделать всё сами, то это будет обязательная нервотрёпка и плюс деятельность по постоянным контактам и переговорам. Соберите себе команду – в одиночку большой фестиваль не сделать. Воспитывайте свою публику, публика у всех разная и форматов фестивалей не счесть. Нужно время. Связи тоже не помешают, ну и деньги, без них никуда, к сожалению.
– Если не музыкальный, то какой бы фестиваль ты организовал?
– Мне близка визуальная часть искусства. Может, арт-фестиваль скульптуры на открытом воздухе или, например, воздухоплавания. Вариантов масса и всё ограничивается только воображением. Или не ограничивается. Всегда можно придумать то, что вообще никто не делал, быть в этой области первым, вывести наш город на мировой уровень по организации подобных фестивалей.
– Что бы ты хотел сказать каждому читателю лично?
– Приходите к нам на «Лесную Акустику», мы делаем её только ради вас. Ваш интерес — лучший стимул для того, чтобы «Лесная Акустика» стала чем-то сверхъестественным и невообразимо приятным для всех и каждого.
Людмила ЧЕРНОВА