Случилась оказия: на рубеже 80–90-х Chrysler купил бренд Jeep, но что с ним делать — решительно не знал. В активе последнего был разве что Wagoneer — огромный шкаф родом из шестидесятых — даже вставки ДВП по бортам роднили его с шифоньером. Модель уходила корнями в 1962 год, и в приличном обществе (а тем паче в Старом Свете) показывать ее было несколько стыдно.
Над преемником трудились всем миром — американским дизайнерам помогали специалисты итальянского ателье Guigaro. Получилось настолько красиво, что коллеги из американских профильных СМИ в один голос нарекли Grand Cherokee «лучшим внедорожником планеты».
Где-то спорить трудно: для своего времени Grand во многом был передовой машиной — особенно на фоне «Вагонира». Одних только бортовых компьютеров тут было три штуки! На один выводились сигнальные лампы незакрытых дверей и уровня охлаждающей жидкости, пробег до очередного визита на станцию ТО, отдельный бортовой компьютер выводит показания работы полного привода — индикация включения полного привода и пониженной передачи.
Самих схем «4×4» у «Гранда» было едва ли не больше, чем у всех машин того времени. Я насчитал пять, поправьте, если память изменяет: базовые Grand Cherokee с шестицилиндровым мотором оснащались жестко подключаемым передком — без межосевого дифференциала.
На машинах с коробкой Selec-Trac межосевой блокировался вручную. Еще два варианта трансмиссии оснащались вискомуфтой: в первой версии она встраивалась в дифференциал, во второй — заменяла его. На деле это означает, что при пробуксовке задних колес передний привод подключается автоматически. Еще встречаются чисто заднеприводные версии, но редко.
Подвеска по кругу хоть и зависимая, но с пружинами вместо рессор — тоже своего рода прорыв, особенно на фоне других вседорожников тех лет, которые не так далеко ушли от грузовиков.
Вопреки расхожему мнению, Grand Cherokee — не рамный: кузов несущий, но усилен интегрированными силовыми элементами из стали, что по функционалу к раме близко. Как показывает время, кузов — одна из сильнейших сторон Grand Cherokee: у нашего экземпляра краска родная почти вся, следы коррозии едва заметны.
Еще одна крайне спорная вещь — комфорт автомобиля. По меркам начала 90-х, быть может, это было и так, но исключительно на фоне чугунно-литейных Prado 70 и прочих фермерских машин для штата Колорадо. По факту же, несмотря на внушительные габариты (4,5 метра от носа до хвоста и 1,7 метра вширь), Grand Cherokee первого поколения едва ли комфортабельнее современных «Фабий» и «Лады-Ларгус».
Ну, и едет машина как было принято у американцев в 1991 году: шатко, валко, с вероятностью опрокинуться набок при особо яростной атаке поворота. Подвеска с неразрезными мостами груба на вертикальных неровностях типа больших кочек, зато ее не жалко — расходники даже с сегодняшним курсом доллара стоят относительные копейки. Но всерьез говорить об управляемости или комфорте первого Grand Cherokee, имея перед глазами современное что угодно — от «Дастера» до «Аутлендера», — трудно. Сейчас так ездят разве что Land Cruiser 200 да Pajero IV, остальных давно научили.
Как, например, Grand Cherokee последнего поколения (WK2 заводской индекс)! Он вообще — дитя эпохи. Другой. И очень хорошо эту эпоху зеркалит.
На смену чапкам «Берёзка» и спортзалам в подвальных помещениях пришли рестораны с мишленовскими поварами и искрящиеся фантиками этикеток протеиновых коктейлей фитнес-клубы. Большие дела все реже делаются битой и паяльником — в ходу фьючерсы, бонды, слияния и поглощения. Человек статуса выше люмпена, но ниже олигарха, не страх внушать должен, а лучиться уверенностью и располагать ею к себе.
Такой ныне Grand Cherokee: с приветливыми искорками диодных полосок фар, с брутальными формами, но дизайнерскими штрихами. Не «Ваше сиятельство» еще, но — «уважаемый».
| |
---|---|
Визуального сходства между крайними поколениями больше, чем могло бы показаться: взять хотя бы «оквадраченные» колесные арки. Вроде мелочь — а характерная и фирменная. |
Но вообще, всё его «американское» растворяется в «интернациональном». Что неудивительно: Grand Cherokee WK2 был рожден в период нежной дружбы между Chrysler и Daimler. Оттого получил платформу прошлого поколения М-класса и часть моторов оттуда же. И, увы, эргономические просчеты.
Уж какие искрометные шутки ни выдумывай про эргономику дальнего предка, а единственный мерседесовский подрулевой переключатель все равно смешнее. Не помню другой машины, на которой я бы так мучительно искал включение омывателя лобового стекла, дергая рычажком во всех направлениях и нажимая все имеющиеся на нем кнопки.
Зато в остальном — космос, даже на фоне иных представителей премиум-сегмента: тут и красивая графика шкал приборов, и шустрый и функциональный инфотейнмент с большим экраном, и «яхтенный» селектор АКПП.
Правда, местами мультимедийная насыщенность приобретает гротескные формы. Например, обогрев передних кресел и руля можно отключить только через меню бортового компьютера, что чревато лишними кликами и потерей времени.
Это что касается комфорта внутреннего. Тут, конечно, пропасть в 23 года такой величины, что и говорить не приходится. А вот на ходу пневматический дизельный Grand Cherokee новый на удивление… Нет, не похож на старый, но что-то общее, безусловно, есть.
Слушаться руля и ехать, куда ему прикажут, не заваливаясь поминутно на тот или иной бок, новый «Гранд» умеет неплохо. Правда, с поминутной оглядкой на две тонны массы и неизбежную в этом смысле инертность реакций.
В плане расхода топлива между поколениями лежит не пропасть — Гранд Каньон: если прежний Grand с бензиновыми восьмерками пожирает от 27 л на 100 км в городе, то новый можно взять с отличным быстрым дизелем и радоваться городским «12 л на 100 км».
Чем новый Grand Cherokee слегка обескураживает, так это вниманием к профилю дороги в версии с пневматической подвеской. Чисто пружинные варианты не так остро реагируют на ямы что с «круглыми», что с острыми краями. И не так гулко, как пневмо-Grand, их пересчитывает.
В плане проходимости между «дедушкой» и «внуком» своеобразный паритет: геометрия кузова схожа, схож и уровень проходимости. Старик конструктивно проще, но новый нельзя посадить на мосты так, что он потом не сдвинется. Потому что нет мостов.
Разнообразия систем полного привода давно нет в помине: новый Grand Cherokee или постоянно-полноприводный, или переменно-полноприводный, но еще и с блокировкой заднего межколесного диффа. Для бытовых условий его внедорожного арсенала за глаза, тем более что с дороги что на нем, что на далеком предке — съезжает мало кто.
Они оба — немножко не о том. Для романтики таежных странствий с гитарой и топором у «Джипа» был и остается Wrangler. «Гранд» же — машина более имиджевая и универсальная. Причем имиджевость как была, так и остается на первом месте. Просто сам образ успешного парня за два десятилетия довольно сильно поменялся. Как кожанка и слаксы поменялись на костюм-тройку и хронограф — хотя бы Tag Heuer.
Jeep Grand Cherokee ZJ | Jeep Grand Cherokee WK2 | |
Мотор | 5,2 л, бензин | 3,0 л, дизель |
Мощность / крутящий момент | 211 л.с. /388 нМ | 241 л.с. / 550 нМ |
Трансмиссия | Подключаемый полный | Полный |
КПП | 4-ст. АКПП | 8-ст. АКПП |
Клиренс | 200 мм | 218 мм |
Подвеска передняя | неразрезная балка моста, пружина, поперечный стабилизатор и тяга Панара | независимая, двухрычажная |
Подвеска задняя | неразрезная балка моста, пружина, поперечный стабилизатор | независимая пневматическая многорычажная |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,8 | 8,2 |
Потребление топлива (город / загород / смешанный) | 16,8 / 13,11 / н.д. | 9,3 / 6,5 / 7,5 л |
Длина/ширина/высота, мм | 4550 / 1800 / 1645 | 4828/ 1943/ 1792 |
Колесная база, мм | 2 690 | 2 915 |
Топливный бак, л | 89 | 88,6 |
Объем багажника, л | 1135–2255 | 782–1554 |
|
---|
Текст: Кирилл Зайцев Фотограф: Николай Ковалевский |