Министерство финансов подсчитало, что в прошлом году консолидированный бюджет недополучил 1,8 триллиона рублей из-за налоговых преференций. Почти 95% потерь — льготы по четырем налогам: на прибыль, добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и имущество организаций.
К следующему бюджетному циклу Минфин представит Госдуме список льгот, которые можно отменить с 2015–2017 годов. По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, экономический эффект от 117 из 128 действующих налоговых льгот вообще не оценивается.
Самые дорогие льготы — по НДПИ для выработанных (156 млрд рублей) и новых (89,4 млрд рублей) месторождений. Среди других преференций самые дорогие — амортизационная премия, снижение прибыли на убытки и нулевая ставка по дивидендам российских компаний. |
В документе Минфина налоговые преференции поделены на три типа: прямые льготы, структурные элементы налоговой системы и смешанные. Исходя из данных Минфина, наибольшие потери бюджет несет от прямых льгот. Например, в прошлом году они составили 71,7% всех налоговых расходов, пишут «
Сотрудник одной из российских нефтяных компаний утверждает, что чиновники лукавят, когда говорят о выпадающих доходах: без льгот их бы вообще не было — например, не разрабатывались бы новые месторождения и закрывались бы старые. По мнению члена правления «Интер РАО» Александра Пахомова, отмена преференций снижает инвестиционную привлекательность отрасли и желание компаний вкладываться в инфраструктуру: отменяя льготы, нужно предлагать механизм компенсаций для инвесторов.
Относительно безболезненным может стать отмена послаблений в транспортном и земельном налогах, так как их размер незначителен.