В особенности это относится к традиционным русским напиткам. В коллекции председателя ТОЛК, предпринимателя и историка Михаила Семенова хранится любопытный предмет XIX века – сбитник:
Сбитень – это старинный русский напиток, который готовился из воды, меда, пряностей и подавался в горячем виде. По одной из версий название «сбитень» произошло от глагола «сбивать». На протяжении веков сбитень заменял в народе чай и кофе. Его пили по нескольку раз в день, особенно утром. Напиток не только согревает, но и лечит многие болезни. Существовал и холодный сбитень, хотя был менее популярен, им утоляли жажду в бане или летом в жаркий день.
Еще в XIX веке уличная торговля сбитнем была широко распространена в России.
Существовала особая культура продажи сбитня. Приготовлением и торговлей сбитня занимались особенные ремесленники – сбитенщики. Прекрасную зарисовку сбитенщика оставил Н. В. Гоголь в одной из глав «Мертвых душ»: «…внизу была лавочка с хомутами, веревками и баранками. В угольной из этих лавочек или, лучше, в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом, так же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черной, как смоль, бородой».
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминавших самовар. Это были медные чайники с широкой трубой внутри. В трубе был раскаленный уголь, поддерживавший напиток в горячем состоянии.
Сам чайник обматывался в несколько раз толстым полотенцем, чтобы его стенки не обжигали руки сбитенщика и чтобы чайник не остывал снаружи на морозном воздухе. Сбитенщик носил с собой и стаканы из толстого стекла, которые были заложены в специальный пояс с карманчиками. Сбитенщики прохаживались по людным улицам и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!» Самые же бойкие из них расхваливали свой товар стихами:
«Ай, да сбитень, сбитенек,
Кушай, девки, паренек,
Кушайте и пейте,
Денег не жалейте.
Сбитень сладкий на меду,
Ну-ка меду подкладу!
А как буду-то варить,
Его все будут хвалить».
Были и стационарные «сбитенные курени», которые, как правило, располагались в оживленных многолюдных местах города. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома. Как правило, в этом окне стоял огромный, начищенный до блеска самовар, из которого щедро оделяли всех прозябших душистым согревающим питьем. С появлением заморского чая про сбитень постепенно забыли, а после Октябрьской революции его потребление вовсе угасло. Сегодня попробовать настоящий сбитень можно разве что в некоторых древнерусских городах – Владимире, Суздале, где его варят для угощения туристов. Большинство же современников не знают о вкусе сбитня.
Хочется верить, что так будет не всегда. Может быть, настанет время, когда вместо «промышленных вод» с красителями и ароматизаторами на улицах городов появятся современные сбитенщики, которые предложат полезный, натуральный, исконно русский напиток.
Сергей ДОРОВСКИХ
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий или корректная версия: