- Валентина, почему вы выбрали именно путь актрисы?
- Мне кажется, что люди рождаются с предрешенной судьбой. Уже с 3-х лет я концертировала в рабочем поселке, где мы жили. Исполняла на бис «Малиновки заслышав голосок». Мне это очень нравилось и, собственно говоря, с самого детства я понимала, что ничем другим заниматься не хочу. Честно говоря, желание желанием, а я до последнего не знала, кем буду. Я даже подумывала о том, чтобы пойти в школу милиции. Но от себя не уйдешь. Я все же поступила в ГИТИС, и началось самое интересное!
- Кстати, о ГИТИСе. Поступить удалось легко?
- Уже на просмотре мастер сказал, что он меня возьмет. Но когда узнал, что я из Украины, ахнул и спросил, смогу ли я найти деньги на обучение? В те времена иностранные студенты учились платно. Нужно было найти несколько тысяч долларов, а таких денег у нас в семье никогда в жизни не было. Я позвонила маме и сказала, что у меня есть две новости: одна хорошая, другая не знаю. И мне повезло, маме помог ее сослуживец, абсолютно безвозмездно. Это был, конечно, подарок судьбы.
- Студенчество. С какими чувствами вы его вспоминаете?Какие ключевые события повлияли на ваше становление?
- Если говорить о ключевых моментах формирования характера, то все началось еще дома, в семье. Затем в 14-ть лет я попала в театральную студию режиссера Александра Козачка, в Макеевке. И именно Александр обозначил направление, по которому я решила двигаться. Что же касается студенчества, то я была абсолютно счастлива в тот период. Беззаботное, безответственное время, в которое можно пробовать, можно ошибаться. Только к концу третьего курса я вдруг осознала, что остается совсем немного, и начала задумывать о том, что будет дальше. Ну и примерно тогда я попала к продюсеру Игорю Матвиенко и горизонты сразу расширились. Я стала участницей группы «Девочки». Прекрасные 5 лет.
- Когда и как в вашей жизни появилось телевидение?
- В телевидении я пришла благодаря Тиграну Кеосаяну. Еще когда мы работали на мюзикле «12 стульев», он сказал: «Рубцова, я сниму тебя в фильме!» И сдержал слово. Начав снимать 12-серийный «Ландыш серебристый», он предложил мне роль певицы. Это был мой первый киноопыт, и сразу с такими мастерами, как Саша Цекало, Юрий Стоянов, Нонна Гришаева! Потом была программа Саши Цекало «В субботу вечером»: грандиозное шоу с Гариком Харламовым, Нонной Гришаевой и Марией Ароновой. После него меня пригласили на пробы в «Слава Богу ты пришел!», которые длились месяца три. И я была очень рада, что меня приняли в трупу. А потом я прошла пробы в программу «Большая разница». Раньше я даже не думала, что смогу существовать в пародийном жанре, а оказалось – это прекрасно! Ну, а параллельно с «Большой разницей» в моей жизни появился «Универ».
- С коллективами вам очевидно везло. А с режиссерами? Есть у вас актерский секрет формирования отношений с режиссерами?
- Все индивидуально. С кем-то отношения напоминали школу: вот задание, выполняйте. С кем-то мы становились друзьями, и из-за этого работа просто цвела. Мы с полувзгляда понимали друг друга, могли творить, работать, существовать на одном дыхании. Для меня второй подход более приемлемый. Конечно, в какой-то степени каждый режиссер должен быть диктатором. Но при этом он должен любить своих артистов.
- О любви. История вашей практически случайной встречи с будущим мужем на премьере фильма «Из ада» - уже хорошо известна. Но что вы чувствовали тогда, и как это повлияло на вас, как на актрису?
- У меня был такой полет души! Я почувствовала крылья и поняла, что все меняется в моей жизни. Я все время думала, со мной ли это происходит?.. До этого у меня череда разочарований. Очень хорошо помню, как боялась сглазить счастье. На съемочной площадке, наверное, это замечали. Все-таки от влюбленных исходят определенные флюиды.
- Следующий этап – рождение ребенка. Вы родили в сознательном возрасте, в разгар карьеры. Не пугала возможность выпасть из обоймы?
- Этот момент был настолько долгожданным и желанным, что все сомнения по поводу актерской карьеры, физической формы и прочего - мгновенно ушли на какой-то миллионный план. Тогда же случился еще один прекрасный момент. Должна была начаться съемка первого сезона сериала «САШАТАНЯ». И Вячеслав Дусмухаметов, узнав, что я беременна, сказал: «Спокойно рожай, мы тебя подождем». В этом мире я получила самое главное!
- 18 мая выходит новый сезон сериала «САШАТАНЯ». Вопреки законам ситкомов, ваши персонажи постоянно меняются. Довольны ли вы тем, как развивается ваш персонаж?
- На сегодняшний день я довольна. Все меняется, и это вполне логично. Было бы странно, если бы учитывая все изменения и жизненные обстоятельства, они бы стояли на одном месте. Таня уже не девочка с косичками из «Универа». Она - молодая женщина. Соответственно, и играть ее надо иначе. Но я считаю, что перемены – всегда к лучшему. И в моей жизни, и в жизни Тани Сергеевой. Но самое главное, что эти перемены интересны зрителю.
- Однажды у Алексея Климушкина спросили, чтобы он сделал, будь у него богатства олигарха Сильвестра. Он ответил, что купил бы остров и снимал бы на нем кино. А вы как распорядились бы таким капиталом?
- В первую очередь построила бы всем своим родным и близким по дому. А на остальное, как и Алексей, создала бы свою кинокомпанию или театральную компанию. И наняла бы настоящих, прекрасных режиссеров.
- Всем близким - по дому, это – целый город! Как бы вы его назвали?
- Город - это классная идея! Мне она нравится. (Смеется) Не знаю, как назвала бы его. Главное, чтобы люди в нем были счастливы. И чтобы не было войны.
- Алексей, давайте начнем с самого начала. Почему вы избрали именно путь актера?
- Знаете, это сейчас я такой умный, а тогда мне вряд ли было понятно – почему. Просто хотелось, и все. Актерская стезя, это - немножко патология, соединенная с фантазией. (Смеется) Это отклонение, при котором человек застревает в каком-то возрасте, остается мальчиком.
- И все же, был ли момент, когда вы осознали, что хотите быть именно актером?
- У меня был тернистый путь в профессию. Я хорошо помню, как жил на Владимирском проспекте в доме 15, напротив театра им. Ленсовета, в котором блистали Фрейндлих, молодой Боярский, Равикович. И так получилось, что чуть ли не через день я стал ходить в этот театр. И что-то во мне щелкнуло. Потом была театральная студию в Юсуповском дворце, как раз в комнате, где убили Распутина. Потом был знаменитый ТЮД во Дворце пионеров им. Жданова. Там занимались в свое время и Додин, и Сергей Соловьев, и многие другие. Могучая кучка. И все это вместе слилось в желание стать актером.
- Но поступить с первого раза не удалось?
- Верно. И чтобы не обижать родителей и, если честно, чтобы не идти в армию, я пошел в железнодорожный институт. Проучился год, понял, что это невыносимо, бросил и ушел работать в молодежный театр. Я работал сторожем, осветителем, монтировщиком. Потом ушел служить в Военно-морской флот, три года отдал Родине, и вернулся в тот же театр. Снова пытался поступать - не поступил. И только с четвертого раза мне это удалось.
- До сих пор бытуют легенды о пьяном театральном закулисье. Насколько они правдивы?
- Отчасти правдивы. Но пить-то пили, а дело разумели. Выпивали, но - под разговоры об Экклезиасте. А это немножко отличается от того, как пьют сейчас. Сейчас, наблюдая не редко за разговорами молодых, я вижу, что они постоянно крутятся вокруг «бабок». При этом деньги, товарищи, никто не отменял. Но не они должны быть главными. И не приведут «бабки» к счастью.
- История персонажа Сильвестра Сергеева началась с ситкома о студентах. Есть какое-то яркое воспоминание, олицетворение студенческих дней Алексея Климушкина?
- У меня были прекрасные преподаватели. Они открыли нам свободу творчества. И вот эту творческую свободу я позже не испытывал сам и, следя за моими однокурсниками, ставшими знаменитыми, могу сказать, что не испытывали и они. Моменты творчества и горение глаз. Все, чем бы ты ни занимался: кушал, гулял, не важно, - сводилось к тому, что надо сделать классный этюд, от души, вынуть из живота! Это было самое главное. Я вспоминаю об этом с невероятным трепетом.
- Как в вашей жизни появилось телевидение? Ведь вы же не только актером, но даже режиссером на телевидении были?
- Все тогда началось от безысходности, от безработицы. Не могу сказать, что на телевидении я совершил великие прорывы. В качестве режиссера мне приходилось делать программы: «Окна», «Бремя денег», первый «Дом». Потом работал в Питере на студии «Позитив». Все это - конвейер, в котором, правда, я пытался честно работать.
- В какой-то момент вы почти отошли от актерской стези.
- Назовем вещи своими именами - я не был востребован. А то, что я делал, мне не нравилось. У меня был замечательный период в лихие 90-е, когда я зарабатывал $500 на радио и $20в театре. В театре у меня было три наименования, которые я играл для души. А на радио я зарабатывал, чтобы кормить детей. И это была полная гармония. Мужчине необходимо зарабатывать на семью, и в то же время надо делать что-то и для души. Но потом произошли довольные неприятные «движухи», когда начало кренить: либо ты работаешь для души и бесплатно, либо зарабатываешь деньги, но души – ноль.
- Как случилось, что вы решили вернуться к актерской деятельности и попробоваться на роль Сильвестра?
- Мой однокурсник, чешский режиссер Влад Ланнэ в тот момент проводил кастинг на этот сериал. Он мне звонил, убеждал приехать. В конце концов, я взял билеты и приехал. На кастинге присутствовали Слава Дусмухаметов и Семен Слепаков. И как-то все мы сразу друг другу сказали: «Да!». Все сложилось, это было искренне и хорошо. У нас лёгкий жанр, водевиль, но этот водевиль состоялся. И этот воздух греет и зрителей и нас.
- То есть срастание с персонажем произошло?
- Это очень хитрый вопрос. Всегда приходит момент, когда ты либо играешь то, что думаешь, либо притворяешься, что думаешь. Сейчас стало обычным делом притворяться душевными и духовными, не будучи ни тем, ни другим. Случилось время перевертышей. Но мне повезло, и я слышу неискренность. И потому я радуюсь, как ребенок, когда все-таки искра появляется.
- Вы как-то сказали, что если в комедии нет далекого, но явного плана трагедии, то комедия не состоится. В чем трагедия Сильвестра в «САШЕТАНЕ»?
- Он с самого начала танцует на собственных костях. Его бросила жена, оставила с маленьких ребенком. С отцом он разошелся, тот оказался, мягко скажем, нечистоплотным. Этих трагедий хватит на целое кино. Кто-то в таких ситуациях плачет, Сильвестр ушел с головой в бизнес. И от этого получается интересная комедия положений.
- Часто ли приходилось отстаивать персонажа у режиссера?
- Да, часто. У нас долгий проект – 8 лет, была текучка режиссеров. И каждый приходил, зная больше о Сильвестре и о жизни, чем я. Но были и три режиссера, с которыми мы достигли единения и случились лучшие эпизоды. Тут главное понимать, что мы делаем общее дело. По-человечески я доволен тем, что происходит с Сильвестром. А по-актерски - я жадный, я хочу еще больше размаха, еще больше интриг, мне всегда мало. Но я благодарен за все, что написано.